В Великобритании Управление рекламных стандартов (Advertising Standards Authority, ASA), в ответ на жалобу потребителей, предписало организации Homeopathy UK убрать с сайта утверждения о том, что гомеопатия может помочь при таких заболеваниях, как депрессия, диабет, бесплодие, псориаз и астма.
ASA выпустило публичное постановление, в котором заявило, что реклама и последующие связанные с ней статьи на сайте зарегистрированной в Великобритании благотворительной организации Homeopathy UK нарушили рекламный кодекс, поскольку утверждали, что гомеопатия может помочь при определённых заболеваниях.
«Маркетологи не должны препятствовать лечению заболеваний, по поводу которых следует обращаться к врачу. Например, они не должны предлагать конкретные советы, диагностику или лечение таких заболеваний, если это не советы врача, а эти диагностика или лечение не проводятся под наблюдением квалифицированного медицинского специалиста»,
Homeopathy UK (ранее известная как Британская гомеопатическая ассоциация) ответила на это, что упомянутые статьи как раз написаны квалифицированными врачами.
Управление рекламных стандартов признало, что статьи на сайте организации действительно написаны врачами, сертифицированными Генеральным медицинским советом (общественным органом Великобритании, который даёт медикам разрешение на работу), и что эти врачи обладают достаточной квалификацией, чтобы давать советы, ставить диагноз или проводить лечение. Но, поскольку в Великобритании законодательно не установлено минимального образовательного ценза для занятий гомеопатией, то, по мнению ASA, организация Homeopathy UK не может гарантировать, что люди, поверившие такой рекламе, непременно получат лечение, которое будет проводиться под наблюдением квалифицированного медицинского работника.
В Управлении также обеспокоены тем, что реклама и связанные с ней статьи могут отбить у потребителей желание обращаться за необходимым лечением к квалифицированным медикам.
Homeopathy UK возразила ASA, заявив, что стремится делиться информацией о гомеопатии на благо других, а не ради коммерческой выгоды, и что организация всегда рекомендует пациентам, обращающимся за гомеопатической помощью, делать это под наблюдением квалифицированного врача.
Тем не менее, окончательное предписание ASA гласит, что реклама должна быть удалена и больше не должна появляться в той форме, на которую подана жалоба. Комитет также предписал организации Homeopathy UK следить за тем, чтобы в будущем в её рекламных статьях и объявлениях не упоминались подобные заболевания.
Справка
ASA — негосударственная саморегулируемая организация, финансируемая за счёт взносов участников — игроков рекламного рынка. Её правила и стандарты в целом следуют британскому законодательству, а местами даже строже последнего. Предписания ASA не обязательны к исполнению, однако вес экспертных заключений этой организации в обществе и на рекламном рынке очень высок, а сами рекламщики в большинстве добровольно платят ей членские взносы и готовы соблюдать её стандарты. Кроме этого, у Управления есть специальная команда по исполнению предписаний — группа специалистов, поддерживающая контакты со СМИ и добивающаяся того, чтобы рекламу нарушителей нигде не публиковали. Наконец, для решения ситуаций с особо несговорчивыми игроками у ASA тоже есть инструмент — Управление может направлять их дела для рассмотрения в Ofcom, регулятор работы рынка коммуникаций (в самом широком смысле, от телевидения и радио до мобильной связи, интернета и почты). Ofcom же, хоть и является, как и ASA, организацией неправительственной, обладает очень широкими утверждёнными государством полномочиями, в т.ч. регулирует выдачу и отзыв различных лицензий, может выписывать штрафы и в целом по кругу обслуживаемых задач напоминает российский Роскомнадзор.
Как правило, большинство предписаний ASA выполняются, хотя и не всегда без дискуссий. Причём они могут касаться не только конкретного рекламного продукта или конкретной компании или организации, но рекламного рынка в целом. В частности, не так давно ASA запретило использование в рекламе на территории Соединённого Королевства образов «недостаточно одетых женщин», гендерных стереотипов, а также стереотипов, связывающих физические характеристики с успехом в личной или социальной жизни.