Covid-19 и «Красная стрела»: как не заразиться в поезде с сидячими местами

+7 926 604 54 63 address
 Китайский скоростной поезд серии G.
Китайский скоростной поезд серии G.

Учёные проанализировали данные по 2,5 тысячам пассажиров китайских поездов с сидячими вагонами, заразившихся коронавирусом в начале эпидемии, и 70 тысячам их попутчиков и составили карты вероятности заражения в зависимости от расстояния до пассажира — переносчика вируса и длительности путешествия.

Статья исследователей из Саутгемптонского университета (University of Southampton), Англия, и нескольких академических учреждений Китая вышла 29 июля 2020 года в журнале Clinical Infectious Diseases. Данные основаны на анализе случаев заражения в скоростных поездах в Китае, зафиксированных в начале местной вспышки эпидемии SARS-CoV-2.

Была принята схематичная модель контакта и переноса заболевания, адаптированная под формат путешествия в поезде. Выборка основывалась на данных по пассажирским перевозкам в период с 19 декабря 2019 по 6 марта 2020 года. База данных из примерно 72 тысяч пассажиров включала 2568 пациентов, у которых в срок до двух недель после поездки была диагностирована новая коронавирусная инфекция. Из них, в соответствии с датой появления симптомов, были выделены 2334 «нулевых пациента», которые в рамках модели считались первичными переносчиками. Оставшиеся 234 заразившихся из 72093 пассажиров были в близком контакте с ними во время поездки и считались «вторичными пациентами». «Близкий контакт» схематически определялся как нахождение на расстоянии до трёх рядов кресел. Как фактор анализа учитывалось также время совместного нахождения в вагоне с «нулевыми пациентами» и расстояние от пассажира до них, измеряемое в количестве рядов и сидений, отделяющих пассажира от «нулевого пациента».

G-series train Gaosu Dongche
Поезда Gaosu Dongche.
Анализ выполнялся по скоростным поездам серии G (Gaosu Dongche), курсировавшим по территории материкового Китая. Это поезда с вагонами, напоминающими европейские поезда InterCity, в которых на одной стороне три ряда сидячих мест, а на другой стороне через проход — два ряда. Пассажиры проводили в них время от 10 минут до 13 часов, но 99% поездок длилось до 8 часов.

Разумеется, такая схема не учитывает возможность заражения где-либо ещё помимо поезда, но тем не менее большая выборка даёт возможность отследить корреляции, связанные именно с пребыванием в одном вагоне с переносчиком вируса. Кроме того, данные анализировались по состоянию на начало локальной вспышки (районы Китая с жёстким карантином в то время из трафика уже были исключены), что в некоторой степени уменьшает статистический «фон» от других возможных источников заражения.

В целом, согласно модели, риск заражения коронавирусом в поезде с сидячими местами от больного COVID-19 изменяется от нуля до 10%, причём общая вероятность практически не зависела от места пассажира (вблизи окна, посредине или вблизи прохода) и определялась только расстоянием до «нулевого пациента» и временем поездки в одном вагоне с ним.

Covid-19 attack rate in train
Вероятность заражения Covid-19 от попутчика в поезде. Из: Maogui Hu et al., Clinical Infectious Diseases, ciaa1057 (2020).

Самый высокий общий риск без учёта времени поездки, 3,5%, был у тех, кто сидел рядом с «нулевым». Шанс поймать вирус у тех, кто сидел в том же ряду, но не рядом, был на уровне 1,5%. С каждым следующим часом поездки на месте недалеко от заболевшего вероятность заражения увеличивалась на 0,15%, а если пассажир сидел с ним рядом — на 1,3%. У пассажиров, которые сели на место больного, риск заразиться был невысоким — всего 0,075%. Основные результаты исследования наглядно представлены на рисунке. Каждая панель схемы суммирует данные по разным интервалам времени поездки — меньше 1 часа, от 1 до 2-х часов и так далее до 8 часов. «Нулевой пациент» всегда находится в левом нижнем углу панели, занимая условное место 0 в нулевом ряду. Стоит обратить внимание ещё на некоторые тенденции. Так, при коротких поездках «страдают» в основном два соседа нулевого пациента в одном ряду, тогда как другие ряды и пассажиры дальше, чем через одного, остаются практически незатронутыми. Но по мере увеличения времени поездки до более чем 4-х часов вероятность заражения растёт и становится почти одинаковой для всех пассажиров ряда, также начинают захватываться соседние ряды — «социальная дистанция» в полтора метра, видимо, перестаёт работать. Любопытно, что в соседних рядах больше всего рискуют пассажиры, сидящие не в затылок, а наискосок от носителя вируса, что в принципе также объяснимо интуитивно.

Авторы рекомендуют в одном ряду скоростных поездов (с закрытыми окнами) оставлять между пассажирами по меньшей мере два пустых места и по возможности сократить общее время поездки до трёх часов.

.
Комментарии