Новый тест крови определяет несколько видов рака за четыре года до их проявления

Метилирование ДНК: отрезок молекулы <abbr title="Дезоксирибонуклеиновая кислота">ДНК</abbr>, в центре которого находятся два симметрично (по обеим цепям) расположенных метилцитозина в составе CpG-динуклеотидов. <i>Ch.Bock, Max Planck Institute for Informatics</i>.
Метилирование ДНК: отрезок молекулы ДНК, в центре которого находятся два симметрично (по обеим цепям) расположенных метилцитозина в составе CpG-динуклеотидов. Ch.Bock, Max Planck Institute for Informatics.

Онкологи из США и Китая разработали метод, позволяющий при помощи анализа крови обнаруживать пять форм рака за четыре года до того, как их первые признаки диагностируются стандартными способами. Методика, названная PanSeer, исследует фрагменты ДНК крови и разработана на основе ретроспективного анализа образцов крови здоровых людей и пациентов с впоследствии диагностированным раком. Предварительные результаты исследования опубликованы 21 июля 2020 года в Nature Communications. Авторы работы — исследовательская группа на базе Университета Калифорнии, Сан-Диего (University of California, San Diego) и Фуданьского университета (復旦大學), Китай.

Материалом для выборки послужили данные долгосрочных исследований TZL (Taizhou Longitudinal Study). В проекте TZL участвовало около 120 тысяч здоровых людей из китайского города Тайчжоу с населением 1,8 млн человек. У них отбирались образцы плазмы для длительного хранения, и через несколько лет проводился мониторинг по диагностированным случаям рака. Такой обширный банк материала позволяет проводить ретроспективный анализ образцов крови и искать какие-либо признаки, скоррелированные с будущим развитием рака.

Отделение биоинженерии Калифорнийского университета более десяти лет разрабатывает методы выявления рака на основе биологического процесса, называемого анализом метилирования ДНК. Метод проверяет определённую сигнатуру ДНК, называемую CpG-метилированием, которая представляет собой добавление метильных групп к множественным смежным последовательностям CG в молекуле ДНК. Каждая ткань в организме может быть идентифицирована по уникальной сигнатуре гаплотипов метилирования.
TZL layout
Схема долговременного исследования TZL (Taizhou Longitudinal Study). Nature Communications, 11, 3475 (2020).

Исследователи выполнили ретроспективный анализ образцов крови 605 бессимптомных участников обзора TZL, у 191 из которых впоследствии по стандартным протоколам диагностировали один из пяти видов рака — рак пищевода, прямой кишки, печени, лёгких или желудка. Это позволило авторам определить в крови маркеры раннего развития рака и разработать на их основе тест. Методика, названная PanSeer, способна определить эти распространённые виды рака по ранним маркерам, с диагнозом, поставленным через несколько лет, а также правильно выявить соответствующие признаки у пациентов с уже подтверждённым диагнозом.

Для определения точности нового теста, то есть его чувствительности и специфичности (показатели, важные для любой методики диагностики и определяющие долю «ложных срабатываний» и «пропуска цели») исследователи также проверили образцы плазмы у 223 пациентов с диагностированным раком и ещё 200 образцов опухолевой и здоровой ткани. Тест способен определить раковую ДНК в крови бессимптомных пациентов с чувствительностью 95% (чем выше этот показатель, тем ниже вероятность «пропуска цели»). Признаки рака, таким образом, выявляются до четырёх лет раньше, чем их обнаруживают используемые сейчас методики. В итоге статистический анализ данных показал, что чувствительность нового метода составляет 88% со специфичностью 96% у пациентов с диагностированным раком, а в 95% случаев он позволяет выявлять заболевание по ранним маркерам у пациентов без симптомов на момент взятия крови.

Однако методика не позволяет различить по фрагментам ДНК, какой из пяти видов рака у пациента, для этого требуется дополнительная диагностика. Кроме того, необходимо понимать, что анализ PanSeer также не может предсказать, у кого может развиться рак в будущем. Он выявляет пациентов, у которых уже есть раковые образования, но современные методы обнаружения их не выявляют. Также в комментариях для прессы авторы специально оговаривают: на современном этапе развития медицины никакие методики, основанные на анализах крови не способны заменить стандартные скрининговые исследования, прописанные в медицинских протоколах. Однако предполагается, что даже сейчас они могут помочь в диагностировании некоторых трудно выявляемых типов рака, в частности, рака печени и желудка.

Ближайшая цель теперь — организация мониторинга определённых категорий населения, находящихся в группах риска в силу возраста, семейной истории заболеваний или других факторов. Авторы надеются, что разработанный ими тест будет широко востребован для раннего скрининга пяти самых распространённых типов рака.