У макак, переболевших COVID-19, вырабатывается кратковременный иммунитет

Схема, отображающая основные шаги исследования.

Повторное заражение вирусом SARS-CoV-2 макак-резусов, перенесших COVID-19, не привело к развитию у них коронавирусной инфекции.

Группа учёных из Пекинского объединённого медицинского колледжа (Peking Union Medical College), Пекинской ключевой лаборатории животных моделей новых и возвращающихся инфекционных заболеваний (Beijing Key Laboratory for Animal Models of Emerging and Remerging Infectious Diseases) и других исследовательских учреждений китайской столицы поставила эксперимент на макаках-резусах, часто используемых в качестве модельных животных из-за их определённого сходства с людьми.

Исследователи отобрали для эксперимента семь взрослых макак-резусов (обозначив их индексами от M0 до M6) и шестерых из них (M1—M6) интратрахеально инфицировали SARS-CoV-2. У инфицированных животных развились лёгкие и умеренные симптомы COVID-19. Макаку M1 на седьмой день умертвили для исследования тканей, в которых обнаружилось достаточно вирусной РНК, чтобы надёжно подтвердить развитие инфекции. Больше всего поражённых коронавирусом клеток исследователи нашли в альвеолярном эпителии, а также в слизистых оболочках трахеи, миндалин, лёгочных лимфатических узлов, тонкой и толстой кишки.

На двадцать восьмой день эксперимента, когда вирус в мазках уже не обнаруживался, а рентгенограммы показали, что лёгкие инфицированных обезьян вернулись к нормальному состоянию, четырёх выздоровевших макак (M3—M6) и одну, оставленную ранее для контроля (M0), подвергли интратрахеальной обработке тем же штаммом SARS-CoV-2. Через пять дней, на 33-й день эксперимента, макак M3 и M5 и контрольную макаку M0, заражённую впервые, умертвили. Посмертное исследование тканей животных, заражённых повторно, показало отсутствие в них обнаружимой коронавирусной РНК. У оставленных в живых (M2, M4 и M5) макак исследователи в течение ещё двух недель брали мазки из гортани и прямой кишки и пробы периферической крови. В течение всего этого времени вирусная нагрузка в образцах оставалась отрицательной. Не развивалось и заметных патологий в лёгких. Анализы крови показали лишь чуть большую, чем у здоровых обезьян, активность CD8+ T-клеток и довольно высокий титр антител к «спайку» коронавируса.

По результатам данного исследования экспериментаторы сделали вывод, согласно которому у макак, перенесших коронавирусную инфекцию, вырабатывается краткосрочный иммунитет, защищающий от повторного заболевания. Правда, как долго действует этот иммунитет и насколько эти выводы переносимы на человека, пока неизвестно. Чтобы ответить на эти вопросы, нужны дополнительные исследования.