Магнитная стимуляции головного мозга лечит тяжёлую депрессию

Испытание SAINT в Медицинской школе Стэнфордского университета.

Магнитная стимуляции головного мозга сняла симптомы тяжёлой депрессии у 90% участников небольшого исследования, проведённого в Медицинской школе Стэнфордского университета (Stanford University School of Medicine).

В настоящее время исследование перешло на новый уровень — проводится более крупное, уже двойное слепое испытание, в ходе которого для половины участников стимуляция имитируется. Исследователи полны энтузиазма и надеются на появление метода лечения людей, которым не помогают обычные средства.

Метод называется SAINT: Стэнфордская ускоренная интеллектуальная нейромодуляционная терапия (Stanford Accelerated Intelligent Neuromodulation Therapy).

Транскраниальная магнитная стимуляция уже одобрена Управлением по контролю качества пищевых продуктов и медикаментов (FDA) как метод лечения депрессии. Учёные считают, что протоколы лечения могут быть улучшены, и текущая работа направлена именно на это.

До прохождения терапии все участники (21 человек) исследования находились в тяжёлой депрессии, что подтверждалось несколькими диагностическими тестами. После терапии у 19 участников тесты депрессии не выявили. Все участники в ходе лечения избавились от мыслей о суициде.

Ранее все участники эксперимента проходили различное лечение, но им не помогали ни лекарства, ни транскраниальная магнитная стимуляция, ни электроконвульсивная терапия.

Побочные эффекты у новой терапии есть, но не слишком пугающие: усталость и небольшой дискомфорт во время процедур.

Результаты исследования опубликованы в American Journal of Psychiatry.

«Никогда не было терапии для лечения тяжёлой депрессии, которая показала бы 55%-ную ремиссию в открытом исследовании (клиническом исследовании, в котором информация не скрывается от участников), — говорит старший автор работы Нолан Уильямс (Nolan Williams). — Электроконвульсивная терапия считается золотым стандартом, но она показывает средний уровень ремиссии 48% при лечении тяжёлой депрессии. Никто не ожидал таких результатов».

Одной из пациентов, которым помогла обновлённая процедура магнитной стимуляции, стала 60-летняя Дейдра Леман (Deirdre Lehman). Леман борется с биполярным расстройством всю свою взрослую жизнь, лекарства и психотерапия стабилизировали её состояние в течение 15 лет. Но в 2018 году болезнь усилилась, по словам женщины, её «накрыло цунами мрака».

«В моём мозгу постоянно звенело: это был мой собственный голос, говорящий о депрессии, агонии, безнадёжности, — рассказывает Леман. — Я сказала мужу: «я падаю вниз и движусь к самоубийству». Казалось, другого выхода не было».

Психиатр Леман направил её в Стэнфорд. После того, как исследователи точно определили место в мозге пациентки, которое выиграло бы от стимуляции, было начато лечение.

«К третьей процедуре голоса начали ослабевать, — рассказывает Леман. — Вскоре я уже могла смотреть в глаза своему мужу. С каждым сеансом голосов становилось все меньше и меньше, пока не наступила полная тишина.

Это было самое спокойное состояние, что было в моём мозгу с моих 16 лет, когда у меня начиналось биполярное расстройство».

При транскраниальной магнитной стимуляции электрические токи от магнитной катушки, прикладываемой к голове, стимулируют области мозга, вовлечённые в депрессию.

Стандарт, одобренный FDA — шесть недель однократных ежедневных сеансов. Только у, примерно, половины получивших такое лечение пациентов состояние улучшается, и только у трети наступает ремиссия.

Исследователи из Стэнфорда предположили, что метод требует модификации. Оказалось, что более интенсивное воздействие — 1800 импульсов за сеанс вместо 600 — увеличивает его эффективность. Исследователи осторожно оптимистичны в отношении безопасности такого лечения, так как стимуляции такой интенсивности уже использовалась без вреда при других неврологических расстройствах. Протокол SAINT предполагает также сокращение общего времени нахождения в клинике — проводится 10 десятиминутных процедур с 50-минутными перерывами между ними в один день. Лечение продолжается от одного (столько потребовалось для того, чтобы затих голос в голове Леман) до пяти дней.

Предполагается, что залогом успешного решения проблемы депрессии должно быть точное определение области мозга, нуждающееся в стимуляции. Исследователи изучали работу мозга пациентов с помощью МРТ и точно определяли цели терапии.

Через месяц после начала терапии 60% участников всё ещё находились в состоянии ремиссии.