Обычный для жировой ткани белок, как оказалось, играет важную роль в развитии метаболических заболеваний. Статья об этом опубликована в журнале Nature.
Сигнальный белок PGRMC2 изучен плохо. Полное его наименование — прогестеронный рецепторный мембранный компонент-2, этот белок ранее был найден в плаценте, печени и сперматозоидах.
Работа, проведённая в лаборатории Энрике Саэса (Enrique Saez), представляющего Исследовательский институт Скриппса (Scripps Research), показала, что PGRMC2 обильно представлен в коричневом жире, том самом, что может превратить пищу в тепло для поддержания стабильной температуры тела. Что вызвало закономерный вопрос — какова роль данного белка в обмене веществ?
Обнаружилось, что PGRMC2 связывает и высвобождает важную молекулу — гем. Эта железосодержащая молекула работает внутри клеток, без неё невозможны важнейшие жизненные процессы — клеточное дыхание, клеточная пролиферация, отмирание клеток и циркадные ритмы.
Саэс и его команда обнаружили, что PGRMC2 — шаперон гема, инкапсулирующий молекулу и транспортирующий её из митохондрий, где создаётся гем, в ядро, где он выполняет свои функции. Без такого компаньона гем реагировал бы со всем, с чем сталкивался — и уничтожал бы всё на пути.
«Значение гема для многих клеточных процессов известно в течение длительного времени, — говорит Саэс. — Но мы также знали, что гем токсичен для компонентов клетки вокруг него, и требуется какой-то способ его перемещения. До сих пор существовало много гипотез, но белки, на которых построен трафик гема, не были идентифицированы».
PGRMC2 — первый известный нам внутриклеточный гем-шаперон млекопитающих. Результат достойный, но учёные на этом не остановились. Далее был поставлен вопрос — а что происходит при дефиците PGRMC2? Оказалось, что в организме мышей с дефицитом изучаемого белка в жировой ткани, развились признаки серьёзного нарушения обмена веществ, а именно непереносимость глюкозы и нечувствительность к инсулину — симптомы диабета.
Напротив, препарат, активирующий PGRMC2, ослабил проявления болезни в животной модели диабета.
«Наши результаты показывают, что модулирование активности PGRMC2 в жировой ткани может быть полезным фармакологическим подходом для устранения некоторых серьёзных последствий ожирения для здоровья», — говорит Саэс.