Специалисты по ожогам из Массачусетской больницы общего профиля (Massachusetts General Hospital) рассказали сегодня об успешном использовании живых клеток генетически сконструированной свиной кожи (ксенотрансплантат) для временного закрытия ожоговой раны. Клинические испытания проводились Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) под руководством хирурга Джереми Говермана (Jeremy Goverman) из ожогового центра Массачусетской больницы общего профиля. Эта процедура — первый случай пересадки свиной ткани, полученной от животного с генетическими модификациями, непосредственно на рану человека.
Трупный трансплантат или аллотрансплантат от человека, полученный из национальных кожных банков, является стандартом лечения глубоких ожогов второй и третьей степени для временного закрытия массивных ожоговых ран. Трупная кожа, как и другие органы, — дефицит, она дорогостоящая и требует строгой регламентации банков при обработке тканей. Трупная кожа позволяет пациенту прийти в стабильное состояние и защищает основную рану, в то время как пациент находится в ожидании её полного зарастания собственной кожей.
Для решения этой проблемы Массачусетская больница общего профиля сотрудничала с бостонской компанией XenoTherapeutics, разработавшей и внедрившей протоколы безопасности для трансплантации специальной живой ткани свиней, известной как ксенотрансплантат. Генетические модификации свиней, разработанные в 90-х годах Дэвидом Саксом (David Sachs), позволяют удалить ген, присущий свиньям и отсутствующий в организме человека, что делает свиную кожу менее чуждой для иммунной системы человека.
После очистки от некротической ткани на ожоговую рану реципиента был нанесён генетически сконструированный кусок свиной кожи размером 5×5 см. Трансплантат из кожи свиньи был внедрён параллельно с гораздо большим куском трупной кожи, и оба были закреплены хирургическими скобами и марлевыми повязками. Через пять дней хирурги удалили временную трупную кожу и ксенотрансплантат. Оба кожных трансплантата примыкали к подстилающему дну раны и казались неотличимыми друг от друга. Никаких побочных явлений не наблюдалось. Впоследствии рана обрабатывалась с помощью трансплантата кожи из бедра пациента. Заживление прогрессирует настолько быстро, насколько ожидалось, и пациент скоро будет работоспособен.
Анализ, проведённый Комитетом по рассмотрению вопросов безопасности (Safety Review Committee), независимой комиссией, созданной для обеспечения безопасности пациентов, а также результаты, полученные в независимой аккредитованной лаборатории, зарегистрированной FDA, говорят об отсутствии передачи эндогенных ретровирусов свиней, всегда представлявших барьер для трансплантации свиных тканей или органов в организм человека.
«Для меня поразительным и интригующим является не само испытание, а то, что знаменует собой это испытание, — говорит Говерман. — Этот небольшой шаг, сделанный нами сегодня, суммирует огромное количество часов, охватывающих десятилетия исследований во множестве областей, включая биологию трансплантации, иммунологию и генную инженерию. Кроме того, быстрые достижения в технологии редактирования генов открывают новые возможности для генетически модифицированной не отвергаемой свиной кожи, что будет следующей главой в стандартах ухода за пациентами с ожогами и трансплантатами».
«Мы сделали небольшой, но беспрецедентный шаг в направлении перехода от теории ксенотрансплантации к терапии. Мы надеемся, он будет способствовать развитию этой перспективной области медицины и принесёт пользу пациентам во всем мире», — сказал Пол Хольцер (Paul Holzer), генеральный директор XenoTherapeutics.