Много факторов, среди которых генетические и экологические, рассматривались, как увеличивающие риск развития шизофрении. Некоторые, например семейный анамнез шизофрении, считаются доказанными большинством специалистов. Другие, среди которых заражение паразитом Toxoplasma gondii, происходящее через почву, недостаточно термически обработанное мясо и кошачьи экскременты, по-прежнему воспринимаются со скептицизмом.
Новое исследование, проведённое Гэри Смитом (Gary Smith), профессором популяционной биологии и эпидемиологии в университете штата Пенсильвания, послужило материалом для публикации в Preventive Veterinary Medicine. В работе были использованы эпидемиологические методы моделирования для определения доли случаев шизофрении, которые могут быть отнесены к инфицированию T. gondii. Результатом анализа стал вывод, что около пятой части случаев могут быть связаны с таким заражением.
«Инфицирование токсоплазмой очень распространено, поэтому, даже если совсем небольшой процент людей будет страдать от неблагоприятных последствий, речь будет идти о проблемах, с которыми столкнутся тысячи и тысячи людей», — говорит Смит.
В США чуть более пятой части населения заражено T. gondii. Подавляющее большинство заражённых не знает об этом. Но есть группы населения, которые должны быть обеспокоены. Так, если женщина заражается в первый раз во время беременности, плод может погибнуть или получить серьёзные проблемы в развитии. У людей с ВИЧ или другими заболеваниями, ослабляющими иммунную систему, развивается осложнённое протекание инфекции — токсоплазмозный энцефалит, который может быть смертельным.
Хотя в медицинском сообществе распространено мнение, что большинству здоровых людей побочные эффекты токсоплазмоза не страшны, недавние исследования нашли тревожные доказательства последствий заражения, среди которых — ассоциация с шизофренией. Другие работы показали, что некоторые антипсихотические препараты могут остановить воспроизведение паразита в организме. Кроме того, полевые и лабораторные исследования на мышах, крысах и людях показали, что инфекция T. gondii запускает изменения в поведении и личности.
Продолжив изучение этой связи, Смит попытался вычислить значение [TBS_POPOVER placement=»top» title=»Популяционная атрибутивная фракция (ПАФ), или Этиологическая фракция» content=»Доля всех случаев заболевания в изучаемой популяции (экспонированных и неэкспонированных), отнесенных за счет воздействия фактора риска при допущении наличия причинной связи.» style=»border: 1px solid #ddd; padding: 3px;»] популяционной атрибутивной фракции (ПАФ)[/TBS_POPOVER], показателя важности фактора риска, используемого эпидемиологами.
Обычный метод расчёта ПАФ не очень хорошо подходит для изучения связи между шизофренией и токсоплазмой, так как некоторые переменные постоянно изменяются. Так, например, доля лиц, заражённых T. gondii, увеличивается с возрастом. С помощью стандартного эпидемиологического моделирования, но с учётом всех возрастных изменений соответствующих факторов, Смит вычислил средний ПАФ в течение средней продолжительности жизни — 21,4 процента.
«Другими словами, если бы мы могли остановить заражение этим паразитом, сколько болезней вы могли бы предотвратить? — говорит Смит. — Мы обнаружили, что мы могли бы предотвратить одну пятую всех случаев заболевания шизофренией. Что для меня является существенным».
Смит отметил, что в некоторых странах распространённость инфекции T. gondii значительно выше, чем в США, и в этих странах также фиксируется высокий уровень заболеваемости шизофренией. У людей с шизофренией значительно короче продолжительность жизни, многие не могут работать. Члены семьи могут уйти с работы, чтобы ухаживать за больными родственниками. По этим и другим причинам, шизофрения выступает как крупный негативный экономический фактор, её доля в расходах на здравоохранение в США составляет 50-60 млрд долларов ежегодно.
«Давая понять, насколько важным фактором является инфекция T. gondii, эта работа может изменить отношение к изучению предмета, — надеется Смит. — Вместо того, чтобы высмеивать кажущуюся экстраординарной идею связи между T. gondii и шизофренией, мы можем сесть и рассмотреть доказательства. Возможно, тогда мы могли бы направить усилия на поиск способов, способных уменьшить число людей, инфицированных токсоплазмой».