Насколько бы ненаучно это ни звучало, «те-кто-отказались» (give-up-itis) — реальный термин, используемый для описания медицински задокументированного и ещё плохо изученного феномена. Он означает состояние, когда человек, потерявший волю к жизни, умирает, несмотря на отсутствие явной физиологической причины. Феномен впервые отмечен у американских и южнокорейских солдат, умерших в плену, в лагерях для военнопленных, впоследствии это случалось в лагерях для военнопленных во Вьетнаме, а также у выживших после кораблекрушения. Задним числом, основываясь на воспоминаниях выживших, определено, что это было распространённым явлением в нацистских концентрационных лагерях.
Общая черта случаев «тех-кто-отказался» в том, что они происходят в психологически травматической ситуации, которая ощущается как непреодолимая. Психика человека может отвечать на кажущуюся безнадёжной ситуацию возрастающей апатией. Отстранение от окружающей жизни происходит в такой степени, что, в конце концов, такие люди окончательно покидают этот мир.
Тем не менее, наблюдения показывают, что смерти «тех-кто-отказался» можно избежать. Люди восстанавливались после подобных состояний, предшествующих смерти у других, после того, как находили причины, убеждавшие их восстановить связь с реальностью.
После изучения множества исторических и современных свидетельств, исследователь из Портсмутского университета (University of Portsmouth), Джон Лич (John Leach), сделал вывод, что случаи «тех-кто-отказались» более распространены, чем считалось. На самом деле, впервые нечто подобное зафиксировано уже в XVII веке. Последние зафиксированные случаи — смерти пожилых людей и некоторых пациентов в больнице, характеризующиеся отличительными чертами этого феномена. Чтобы лучше понять это состояние и, соответственно, способы его избежать, доктор Лич решил описать клинические маркеры феномена. В работе, опубликованной в Medical Hypotheses, он определяет паттерн из пяти фаз, которому следует состояние «того-кто-отказался». Автор выдвигает гипотезу, что в основе лежит мозговая активность.
«Психогенная смерть — реальность. Это не суицид, это не связано с депрессией, но работает как отказ от жизни. Смерть наступает в течение нескольких дней. Это реальный феномен, часто связанный с серьёзной травмой», — говорит Лич в работе, в которой описывает ожидание смерти у «тех-кто-отказался» как возможного механизма адаптации к невыносимому давлению ситуации.
Первая фаза, социальная изоляция, часто встречается у людей, которые страдают от значительной травмы. У тех, кто уже отказался, эта невыявленная изоляция прогрессирует в следующую фазу: апатию. Лич черпал информацию из свидетельств выживших, чтобы описать этот тип апатии. Это деморализующая меланхолия, отличающаяся от злости, грусти или фрустрации, чувствуется как «заключение в глубокую инерцию». В этой точке индивид часто перестаёт ухаживать за собой. На третьей стадии безволия, апатия увеличивается настолько, что человек не проявляет желания выполнять ежедневные задачи, люди часто перестают говорить и питаться.
«Интересная вещь, касающаяся безволия, в том, что сознание было пустым, лишённым содержания. Выжившие описывали эту стадию, как будто сознание было лишено каких-либо мыслей и помех. При безволии ум находился «на паузе», и человек терял желание к целенаправленному поведению», — говорит Лич.
Четвёртая стадия, физической обездвиженности, характеризуется потерей ответа на физические стимулы, даже сильную боль. В итоге, если не происходит вмешательства, «те-кто-отказались» оказываются на грани перехода к следующей, пятой, стадии — смерти.
«В этой точке, — говорит Лич, — они могут лежать в своих экскрементах и ничего не делать — никакого внимания на это не обращая. Никакие побои, никакие уговоры не могут вернуть их к жизни».
Лич уверен, что изменения, происходящие в некоторых областях мозга, называемых передняя поясная кора (ППК), могут отвечать за патологию «тех-кто-отказался». ППК несёт ответственность за мотивацию и инициацию целенаправленного поведения. Прерывание дофаминовой сигнализации в этой области является причиной апатичного поведения.