Сладкие газированные напитки ускоряют старение клеток

Элисса Эпэл.

Сладкие газированные напитки могут способствовать развитию болезней независимо от их роли в развитии ожирения, утверждают исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (UCSF), выяснившие в ходе нового исследования, что употребление таких напитков ускоряет клеточное старение.

Исследование показало, что теломеры — концевые участки ДНК, выполняющие защитную функцию — были короче в белых клетках крови тех участников опроса, которые сообщили, что пьют газировку. Выводы опубликованы 16 октября 2014 года в онлайн-издании American Journal of Public Health.

Длина теломер измеряется в белых кровяных клетках, там она может быть измерена наиболее легко. Известно, что длина теломер уменьшается по мере старения организма. Короткие теломеры также связаны с развитием хронических заболеваний, включая болезни сердца, диабета и некоторых видов рака.

«Регулярное употребление подслащённых сахаром газированных напитков может повлиять на развитие болезни, не только воздействием на механизмы метаболического контроля сахаров, но также за счёт ускорения клеточного старения тканей», — говорит Элисса Эпэл (Elissa Epel), профессор психиатрии в UCSF и старший автор исследования.

«Это первая демонстрация того, что потребление газировки связано с укорочением теломер, — говорит Эпэл. — Связь наблюдается независимо от возраста, расы, дохода и уровня образования участников исследования. Укорочение теломер начинается задолго до начала заболевания. Хотя мы получили данные о взрослых людях, вполне вероятно, что потребление газировки связано с укорочение теломер и у детей».

Авторы предупреждают, что они сравнили длину теломер и уровень потребления сладких газированных напитков каждого участника в одной временной точке, и таким образом данные о причинно-следственной связи недостаточно полны и доказаны. В следующем исследовании предполагается отслеживать в режиме реального времени последствия употребления подслащенных сахаром напитков на клеточное старение. Ранее уже была установлена связь между укорочением теломер и окислительным повреждением тканей, воспалением и инсулинорезистентностью.

Длина теломер сокращается с возрастом. Исследователи из UCSF определили, что регулярное потребление 20 унций (0,6 л) газировки в день по влиянию на длину теломер сравнимо с эффектом от курения. Такой же эффект, но с противоположным знаком дают регулярные физические упражнения.

Среднее потребление газировки участниками опроса было 12 унций (0,35 л). Примерно 21% в этой национально-репрезентативной выборке выпивают не менее 20 унций сладкой воды в день.

Данные о том, что сладкие газированные напитки приносят здоровью людей больше вреда, чем это считалось ранее, могут продвинуть уже существующие в США законодательные инициативы, направленные на уменьшение потребления этих опасных продуктов.