Гормоны движения защищают память у мышей с моделью болезни Альцгеймера

Физические упражнения способствуют выработке гормона иризина.

Спортсмены знают, что тренировка высвобождает поток эндорфинов: «гормонов хорошего самочувствия», поднимающих настроение. Новое исследование Оттавио Арансио (Ottavio Arancio) из Колумбийского университета (Columbia University) показывает, что упражнения стимулируют производство ещё одного гормона, способного улучшать память и, вероятно, защищать от болезни Альцгеймера.

Известно, что физическая активность улучшает память, и новые исследования говорят, что она также может снижать риск болезни Альцгеймера. Но пока не было ясно, почему.

Несколько лет назад исследователи физической активности открыли гормон под названием иризин, который производится во время физических упражнений. Первоначальные исследования показали, что иризин, в основном, важен для энергетического обмена. Но ранее не было известно, что этот гормон может также способствовать росту нейронов в гиппокампе, области, которая важна для обучения и памяти.

«Это повышает вероятность, что именно иризин может объяснить, почему физическая активность улучшает память и защищает от болезни Альцгеймера», — говорит Арансио.

В новом исследовании Арансио с коллегами из Федерального университета Рио-де-Жанейро (порт. Universidade Federal do Rio de Janeiro) в Бразилии и Университета Куинс в Кингстоне (Queen’s University) в Канаде вначале изучили связь между иризином и болезнью Альцгеймера у людей. Используя пробы ткани из банков образцов мозга, они выяснили, что иризин присутствует в человеческом гиппокампе и уровень этого гормона снижен у людей с Альцгеймером.

Чтобы выяснить, за что именно отвечает иризин в мозгу, исследователи обратились к опытам с мышами. Эксперименты показали, что иризин защищает синапсы в мозгу и память животных: когда иризина не было в гиппокампе здоровой мыши, синапсы и память слабели. С другой стороны, увеличивая уровень иризина в мозгу, учёные улучшали здоровье мозга.

Исследователи изучили воздействие иризина на мозг. Наиболее наглядные эксперименты показали, что у мыши, которая плавала каждый день в течение пяти недель, не развилось поражение мозга, несмотря на вливания бета амилоида, белка, закупоривающего нейроны и стирающего память, который связан с болезнью Альцгеймера.

Блокируя иризин специальным лекарством, учёные выяснили, что это полностью перечёркивает преимущества плаванья. Мыши, которые плавали и одновременно получали блокирующее иризин лекарство, вели себя на тестировании памяти не лучше, чем малоподвижные животные после инъекций бета амилоида.

Иризин необходимо исследовать, чтобы в дальнейшем найти новое лекарство для предотвращения или лечения деменции у людей, говорит Арансио. Его исследовательская группа сейчас находится в поисках фармацевтических соединений, которые могут увеличить уровень этого гормона в мозгу или имитировать его воздействие.

«Сейчас я бы хотел побудить людей заниматься физическими упражнениями, чтобы улучшить функционирование мозга и здоровья вообще, — говорит он. — Но это невозможно для большинства людей, особенно для тех, кому не позволяют возрастные болезни, например, заболевания сердца, артрит или деменция. Этим людям особенно необходимо лекарство, которое сможет имитировать эффект иризина и защитить синапсы, а также предотвратить потерю когнитивных функций».