Учёные разделили болезнь Альцгеймера на шесть разных типов

Болезнь Альцгеймера — это шесть разных заболеваний.

Исследователи болезни Альцгеймера разработали подход к классификации пациентов по группам согласно наиболее выраженному типу симптомов. Это, в свою очередь, поможет разрабатывать персонализированное лечение.

Ведущий автор статьи Шубхабрата Мукерджи (Shubhabrata Mukherjee), доцент медицины Медицинской школы Вашингтонского университета (University of Washington School of Medicine), рассказывает:

Болезнь Альцгеймера, как и рак груди, — это не одно единственное заболевание. Я думаю, что хорошее лекарство может в клинических испытаниях показывать себя плохо, так как не у всех участников эксперимента одинаковый тип болезни Альцгеймера.

В исследовании, описанном в одной из статей недавнего выпуска журнала Molecular Psychiatry, участвовали 19 учёных из нескольких учреждений, в том числе из Школы медицины Бостонского университета (Boston University School of Medicine), Системы охраны здоровья ветеранов залива Пьюджет (VA Puget Sound Health Care System) и Медицинской школы Индианского университета (Indiana University School of Medicine).

Исследователи разделили 4050 человек с болезнью Альцгеймера с поздним началом на шесть групп — в зависимости от когнитивных функций на момент постановки диагноза. Затем они, изучая генетические данные, пытались найти различия между этими группами.

«Выводы впечатляют, — рассказывает один из авторов статьи, Пол Крейн (Paul Crane), профессор медицины Медицинской школы Вашингтонского университета. — Мы обнаружили существенные биологические различия между определёнными подгруппами пациентов с болезнью Альцгеймера».

Пациентам давали оценки по четырём параметрам: память, исполнительное функционирование, язык и визуально-пространственное функционирование.

Самая большая группа (39%) имела примерно равные оценки во всех четырёх областях. В следующей по величине группе (27%) проседала память, в третьей подгруппе было хуже всего с языковым функционированием, в четвёртой — с визульно-пространственным (12%), в пятой хуже всего было с исполнительным функционированием (3%). Также были 6%, которых можно было отнести к двум группам сразу.

Данные об участниках брали из пяти разных исследований, поэтому потребовалось более двух лет, чтобы стандартизировать результаты нейропсихологических тестов. Средний возраст участников составлял 80 лет, 92% заявили, что они белой расы, и 61% были женщины.

Учёные пытались понять, есть ли у групп значимые генетические отличия, отвечающие за вариации болезни Альцгеймера, и обнаружили 33 однонуклеотидных полиморфизма (single nucleotide polymorphism, SNP) — специфических места в геноме, где у той или иной группы генетическая ассоциация была очень сильной.

Несколько лет назад консорциум Международного проекта по геномике Альцгеймера (International Genomics of Alzheimer’s Project) опубликовал крупнейшее общегеномное исследование болезни Альцгеймера и обнаружил около 20 однонуклеотидных полиморфизмов, связанных с риском болезни Альцгеймера. Текущее исследование к 20 добавляет другие 33 полиморфизма, с ещё более сильными генетическими ассоциациями.

Исследование также обнаружило особенно сильную связь между конкретным вариантом гена APOE (APOE e4) у людей европейского происхождения и риском развития болезни Альцгеймера по типу потери памяти.

В принципе, люди могут узнавать с помощью генетического тестирования, есть ли у них аллель APOE e4. Но у многих людей с аллелем APOE e4 не развивается болезнь Альцгеймера, а у многих, у кого его нет, наоборот, развивается.

У нас до сих пор нет проверенной методики лечения болезни Альцгеймера. Разделение по группам, возможно, поможет подбирать более точное и таргетированное лечение.

«Это не конец, а только начало исследований», — говорит профессор Мукерджи.