«Хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам», — решили руководители американских больниц. И, устав от дефицита одних жизненно важных лекарств и роста цен на другие, учредили собственную компанию по производству препаратов. Некоммерческая организация Civica Rx будет делать дешёвые дженерики и продавать их клиникам. Руководит ею фармацевт на пенсии, который не берёт денег за свою работу.
В последние годы американские больницы сталкиваются с резким ростом цен, причём под удар попадают даже старые препараты. В таких случаях дорого обходятся не только лекарства, но и время, которое персонал тратит на подбор альтернативных вариантов, пересмотр протоколов лечения и т. д. К этому прибавляется дефицит медикаментов. Особенно неудобно сетевым клиникам с филиалами в разных штатах: в одном, к примеру, морфина может быть в избытке, а фентанила нет, в другом — наоборот. В общем, логистический ад и жонглирование бюджетами руководителям больниц изрядно надоели. Настолько, что они решили взять ситуацию в свои руки.
«Мы пытаемся делать нужное дело — создать первый в своём роде социальный актив с единственной целью: убедиться, что жизненно необходимые дженерики дёшевы и доступны всем», — говорит председатель совета новой НКО Civica Rx. В сущности, Civica Rx — это союз пяти сотен больниц и нескольких благотворительных организаций. Каждое медучреждение, участвующее в проекте, выдвигает своего представителя, который войдёт в совет директоров, и предоставляет некоторую сумму. На данный момент Civica Rx собрала таким образом 100 миллионов долларов. Бизнес-модель компании проста: больницы подписывают долгосрочный контакт и обязуются покупать определённую часть лекарств именно у Civica Rx. Руководитель НКО — бывший работник фарминдустрии Мартин Ван Триесте (Martin Van Trieste). До того он трудился в огромной корпорации Amgen, а новой компанией занялся, уже выйдя на пенсию. Ван Триесте настоял на том, что не будет получать зарплату: сэкономленные таким образом деньги пойдут на нужды Civica Rx.
НКО собирается для начала выпустить 14 дженериков, правда, их названия пока не раскрывают. Ожидается, что список опубликуют позже, а первые лекарства выйдут на рынок уже в следующем году. Их производством займутся сторонние фирмы, хорошо зарекомендовавшие себя в отрасли. Впрочем, если партнёры по каким-то причинам не смогут или не захотят выпустить нужное лекарство, Civica Rx готовы взяться за производство дженериков сами. Будущий рост компании зависит от реакции рынка, отмечает Ван Триесте. «Мы хотим, чтобы рынок работал и заботился о себе сам, поэтому если появление Civica с 14 препаратами — и тот факт, что мы можем довольно быстро сделать ещё — заставит рынок работать лучше, нам, наверное, не удастся вырасти», — говорит он. «Но если рынок „сломан“ и „починить“ его производством 14 лекарств не удастся», компания может расшириться.
Пока никто не скажет точно, насколько успешным окажется это предприятие. Но мы будем наблюдать с большим интересом. Возможно, Civica станет очень успешной, и эта модель станет альтернативой привычной фармотрасли и примером для подражания во всём мире — кто знает? «Если мы ничего не сделаем, есть риск, что мы и дальше будем сталкиваться с повышением цен и дефицитом, — говорит руководитель сети клиник Providence St. Joseph Health Эми Комптон-Филлипс (Amy Compton-Phillips). — Мне кажется, что ничего не делая, мы рискуем больше, чем, если попытаемся найти творческое решение проблемы».