Вакцина против меланомы продемонстрировала 100%-ную эффективность (у мышей)

Возможно, скоро человечество окончательно победит меланому при помощи иммунотерапии.

Учёные разработали новую вакцину, которая — в сочетании с уже известными лекарствами — может не только вылечить агрессивную меланому, но и защитить пациента от рецидивов. Создание вакцины велось на базе Научно-исследовательского института Скриппс (Scripps Research Institute) в Сан-Диего.

По словам профессора Дейла Богера (Dale Boger), одного из руководителей работы, «эта терапия привела к полному ответу — излечению — при терапии меланомы». Результаты исследования опубликованы в престижном научном журнале PNAS.

В ходе экспериментов учёные применяли три различных подхода к лечению агрессивной меланомы у подопытных мышей. Все животные получали иммунотерапевтический препарат, ингибитор PD-L1 и различные варианты вакцины.

Мышам из первой группы вводили только ингибитор PD-L1 в сочетании с вакциной, мыши из второй дополнительно получали соединение под названием дипровоцим (Diprovocim), третья группа подопытных, помимо вакцины и ингибитора, получала сульфат алюминия.

Дипровоцим — вспомогательное соединение, которое делает терапию более эффективной за счёт усиления иммунного ответа. Это вещество вызывает особый интерес учёных, занимающихся разработкой новых вариантов лечения, поскольку его легко синтезировать и модифицировать.

Все восемь мышей, получавшие ингибитор PD-L1 и вакцину в сочетании с дипровоцимом, выжили. Показатель выживаемости через 54 дня составил 100%. Для сравнения, животные, которым вводили только иммунотерапевтический агент и вакцину, погибли. Показатель выживаемости за тот же период в третьей группе, получавшей также сульфат алюминия, составил 25%.

Немаловажно, что у вакцины обнаружился ещё один положительный эффект: способность защищать организм от рецидивов рака.

«Как обычные вакцины обучают организм бороться с внешними патогенами, эта вакцина учит иммунную систему преследовать опухоль», — поясняет профессор Богер.

Исследователи попытались заново «заразить» меланомой мышей из второй экспериментальной группы, но «прививка» сработала, и животные не заболели. Оказалось, что дипровоцим способствует выработке специализированных лейкоцитов, способных атаковать опухоли и уничтожать их.

Учёные также подчёркивают, что применение вакцины с дипровоцимом не сопряжено с особыми сложностями. Чтобы добиться эффекта, лекарство не обязательно вводить непосредственно в первичную опухоль, достаточно двух внутримышечных инъекций с интервалом 7 дней.

В будущем группа исследователей планирует протестировать новую вакцину в сочетании с другими лекарствами, применяющимися в онкологии.