Опарыши помогли повысить эффективность антибактериальной терапии

Бактерии «находят» способы борьбы с антибиотиками быстрее, чем фармацевты создают новые препараты. Если ничего не предпринять, уже через несколько лет в мире могут появиться бактерии, нечувствительные абсолютно ко всем антибактериальным средствам. Один из способов, используемых болезнетворными микроорганизмами для противостояния антибактериальной терапии — формирование биоплёнок. Именно для борьбы с биоплёнками российские учёные использовали личинок мясных мух — опарышей.

Проблема постоянно растущей антибиотикорезистентности, устойчивости болезнетворных бактерий к имеющимся антибактериальным препаратам, уже много лет беспокоит и медиков, и учёных. Микробы очень изобретательны в том, что касается борьбы за выживание. Например, они умеют «прятаться» от лекарств внутри так называемых биоплёнок — формируемых самими же бактериями вязких структур, повышающих устойчивость бактериальных клеток к препаратам в сотни, а иногда и в тысячи раз. Биоплёнки также эффективно защищают бактерии от атак клеток иммунной системы, то есть, бактериальная колония внутри биоплёнки становится практически неуязвима ни для искусственных, ни для естественных «врагов».

Естественно, способность колонии болезнетворных бактерий к формированию биоплёнок существенно осложняет процесс лечения, а иногда делает его практически невозможным. Но российским учёным удалось повысить эффективность антибактериальной терапии — и в этом исследователям помогли личинки мясных мух, или опарыши.

Ничего удивительного: опарыши поколение за поколением умудряются выживать в гниющем мясе, то есть, в среде, изобилующей самыми разными бактериями, в том числе — возбудителями опасных заболеваний. Значит, предположили исследователи, у «червячков» есть какие-то механизмы, защищающие от микробов. И оказались правы: ещё несколько лет назад российским учёным удалось выделить из организма опарышей смесь антибактериальных компонентов и использовать её для повышения эффективности некоторых антибиотиков. Однако тогда же исследователи столкнулись с первой серьёзной проблемой: выделить отдельные соединения из «антибактериальной смеси», несмотря на все усилия, не удалось.

Теперь группа учёных из Санкт-Петербургского государственного университета решила изучить эффективность экстракта из опарышей в отношении биоплёнок. Этот подход продемонстрировал впечатляющие результаты. Так, при борьбе с биоплёнками стафилококка «смесь» повышала эффективность традиционных антибиотиков в 300—500 раз. Дело в том, что, как выяснили исследователи, выделенные из опарышей белки уничтожают бактериальные клетки-персистеры (резистентные клетки), практически неуязвимые для обычных антибиотиков и при этом играющие ключевую роль в формировании биоплёнок.

Сейчас исследователи занимаются выводом своего изобретения за пределы лаборатории — в промышленность. Учёные надеются, что эта разработка поможет «оживить» многие старые антибиотики, ставшие бесполезными из-за выросшей антибиотикорезистентности.