Нейтрофилы помогают залечивать раны

Нейтрофилы в окружении эритроцитов.

Международная группа исследователей обнаружила, что при травмах нейтрофилы участвуют в очистке ран, а не вызывают патологическое воспаление, как считалось ранее. Работа опубликована в издании Science. В рамках эксперимента исследователи наблюдали активность нейтрофилов у мыши с ожогами.

Некоторое время назад учёным стало известно, что нейтрофилы могут быть полезны в качестве клеток, помогающих организму адекватно ответить на травму. Но одновременно считалось, что некоторым пациентам нейтрофилы причиняют вред, внося вклад в развитие бесполезного воспаления и тем самым затрудняя восстановление после травмы. Как результат, учёные решили, что активность нейтрофилов у травматологических пациентов необходимо подавлять, чтобы ускорить выздоровление. Но, судя по результатам нового исследования, такой подход мог быть скорее вреден, чем полезен, ведь в действительности нейтрофилы не наносят никакого ущерба, напротив, они помогают организму в заживлении ран.

Чтобы уточнить роль нейтрофилов, учёные вызвали ожоги у подопытной мыши, а затем наблюдали за изменениями в её организме. Оказалось, что в месте повреждения нейтрофилы сначала восстанавливают «схлопнувшиеся» кровеносные сосуды. Несколько часов спустя те же клетки были замечены за «сбором» повреждённых фрагментов ДНК. А через 14—16 часов после ожога все нейтрофилы покинули место травмы и переместились в другие области организма.

Затем учёные повторили эксперимент, но на этот раз — предварительно уничтожив нейтрофилы. Оказалось, что после этого вмешательства в месте ожога осталось больше повреждённых тканей, чем у животных, в местах травм которых «работали» нейтрофилы.

Исследователи продолжили наблюдение за подопытными мышами и обнаружили, что большая часть нейтрофилов спустя сутки после травмы вернулась в костный мозг и начала процесс апоптоза. Оставшиеся — относительно небольшое количество — были обнаружены в лёгких, где не вызывали никаких проблем.

Благодаря появлению новых данных, пишут авторы работы Ханна Гарнер (Hannah Garner) и Карин де Виссер (Karin de Visser), вероятно, в будущем будут проведены дополнительные исследования на ту же тему. Эти работы, в свою очередь, могут привести к улучшению методов лечения травматологических больных.