В новом исследовании учёные из Йеля (Yale University) описали, как нервная и иммунная система взаимодействуют друг с другом, чтобы контролировать обмен веществ и воспалительные процессы. Результаты работы помогли исследователям понять, почему у людей старшего возраста так медленно сгорает накопившийся на животе жир. Последнее обстоятельство негативно влияет на риск развития хронических болезней. Также, по словам учёных, исследование указало на возможные терапевтические подходы к решению этой проблемы.
Работу вёл Вишва Дип Диксит (Vishwa Deep Dixit), профессор сравнительной медицины и иммунобиологии. Результаты опубликованы 27 сентября в журнале Nature.
У людей старшего возраста, независимо от массы тела, на животе откладывается жир, который не сгорает так эффективно, как у молодых. Это приводит к накоплению вредного жира. До сих пор было неизвестно, по какой причине это происходит.
В своём исследовании Диксит и его коллеги из Йельского университета, Научного центра здравоохранения в Университете Теннесси (University of Tennessee Health Science Center) и Боннского университета (нем. Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität Bonn) сосредоточились на специализированных иммунных клетках — макрофагах, участвующих в иммунном ответе на инфекции. В лаборатории был обнаружен новый тип макрофагов. Эта клетки располагаются на нервах в жировых отложениях на животе. С возрастом макрофаги воспаляются и мешают правильной работе нейротрансмиттеров (веществ, передающих импульсы в нервной системе).
Исследователи выделили иммунные клетки из жировой ткани молодых и старых мышей, а затем секвенировали геном, чтобы разобраться, в чём же причина. «Мы обнаружили, что зрелые макрофаги разрушают группу нейротрансмиттеров-катехоламинов, поэтому жировые клетки больше не могут поставлять энергию при необходимости», — сказал Диксит.
Исследователи обнаружили, что после того, как они понизили содержание инфламмасомы NLRP3 (рецептора, контролирующего воспалительный процесс) в зрелых макрофагах, катехоламины вновь смогли запустить процесс расщепления жиров — как у молодых мышей.
В дальнейших экспериментах исследователи блокировали фермент, накапливающийся в зрелых макрофагах, и это вернуло к норме жировой метаболизм у старых мышей. Диксит отметил, что этот энзим — моноаминоксидаза A, или МАО-А — подавляется препаратами, которые сейчас применяют для лечения депрессии. «Теоретически можно переориентировать эти ингибиторы МАО-А для улучшения обмена веществ у людей старшего возраста», — сказал он. Но он также предупредил, что нужны дополнительные исследования, чтобы переориентировать эти препараты на работу с жировыми отложениями на животе и проверить их безопасность.
В будущих исследованиях Диксит и его коллеги планируют более тщательно изучить иммунные клетки и их взаимодействие с нервами, а также выяснить, как нейроиммунный «диалог» влияет на здоровье и течение заболеваний. По словам учёных, контроль воспалительного процесса в стареющих иммунных клетках может улучшить обмен веществ. Возможно также, что он способен положительно повлиять на нервную систему и на сам процесс старения.
«Цель нашей работы — лучше разобраться во взаимодействии иммунных клеток с нервами и жировыми клетками, чтобы можно было уменьшить жировые отложения на животе, улучшить обмен веществ и качество жизни пожилых людей», — сказала Кристина Д. Камелл (Christina D. Camell), первый автор исследования.