Сердечную недостаточность можно лечить стволовыми клетками пуповинной крови

Иногда медикаментозной терапии оказывается недостаточно, чтобы взять под контроль сердечную недостаточность. И тогда пациентам зачастую приходится вставать в очередь ожидания донорского сердца.

С помощью стволовых клеток пуповинной крови исследователи улучшили работу сердечной мышцы и сердца в целом у пациентов с сердечной недостаточностью. Это путь к новым методам лечения без хирургических вмешательств или других травмирующих процедур.

Ведущий автор исследования — доктор Хорхе Бартолуччи (Jorge Bartolucci), профессор Андского университета (Universidad de los Andes, UANDES) в Сантьяго, Чили, соавтор — доктор Фернандо Фигероа (Fernando Figueroa), профессор медицины этого же университета.

Доктор Бартолуччи и его коллеги провели клинические испытания. В ходе работы сравнивались две группы пациентов: в одной группе пациенты получали внутривенные инъекции стволовых клеток пуповинной крови, другая группа получала плацебо.

Результаты были опубликованы в журнале Circulation Research. Доктор Фигероа назвал их «обнадёживающими». Он сказал, что стволовые клетки пуповинной крови могут улучшить процент выживаемости пациентов с сердечной недостаточностью, — который сейчас весьма неутешителен.

В течение пяти лет после постановки диагноза умирает половина пациентов, а через десять лет процент выживаемости составляет менее 30%. Предположительно в мире от сердечной недостаточности страдает 26 млн человек.

При сердечной недостаточности мышцы сердца слабеют и больше не могут адекватно снабжать организм кровью. Тревогу вызывает увеличение числа случаев этого заболевания в США: сейчас от сердечной недостаточности страдает 6,5 млн человек, а к 2030 году количество пациентов вырастет на 46%.

Авторы новой работы отмечают, что в проведённых ранее исследованиях изучали применение стволовых клеток, полученных из костного мозга, но стволовые клетки пуповинной крови ещё не испытывали.

Учёные добавляют, что это направление исследований более перспективно, так как материал более доступен, не вызывает проблем этического порядка (в отличие от стволовых клеток эмбрионов), и организм пациента вряд ли выдаст на него негативную иммунную реакцию.

Эффективное и безопасное лечение

Доктор Бартолуччи и его команда поделили 30 пациентов в возрасте от 18 до 75 лет на две группы: одна получала лечение, вторая — плацебо.

Всем пациентам была диагностирована сердечная недостаточность, они находились в стабильном состоянии и получали соответствующие стандартные препараты.

Исследователи использовали стволовые клетки, которые получили из пуповин, отделённых от плацент человека. Плаценты для исследования предоставили здоровые матери, родившие в срок с помощью кесарева сечения.

Учёные обнаружили, что в течение года после терапии стволовыми клетками сердца пациентов стали работать лучше. Также это лечение повысило качество жизни пациентов и улучшило общее самочувствие.

В процессе терапии не было отмечено никаких побочных эффектов или воспалительных реакций со стороны иммунной системы, несмотря на то, что иммунный ответ часто возникает у пациентов, получающих переливание крови.

Лечение оказалось, по заключению авторов, «эффективным и безопасным», а также «значительно улучшило функцию левого желудочка, функциональный статус и качество жизни».

«Выводы позволяют предположить [что такое воздействие] может повлиять на клинические результаты, что откроет путь дальнейшему тестированию на больших клинических испытаниях», — сообщают авторы работы.

Исследователи полагают, что терапия стволовыми клетками будет очень полезна пациентам с сердечной недостаточностью, особенно по сравнению с теми видами лечения, которые применяются сегодня.

Доктор Бартолуччи объясняет: «Стандартного лечения препаратами может быть недостаточно для контроля над заболеванием. Поэтому пациентам приходится обращаться к терапии, требующей хирургического вмешательства — такой, как установка вспомогательной желудочковой системы или пересадка сердца».

«Наши открытия вселяют надежду, так как могут открыть путь для новой, нетравматичной, многообещающей терапии для пациентов, чьи шансы не так велики», — говорит доктор Фернандо Фигероа