Открыт новый подход к профилактике тромбоза глубоких вен

3D-модель сгустка крови (тромба) в кровеносном сосуде.

Тромбоз глубоких вен (ТГВ) — опасное, но предотвратимое заболевание. Стандартное лечение сопряжено с серьёзным риском развития кровотечений, но новое исследование даёт надежду на создание принципиального другого терапевтического подхода и стратегии профилактики.

Тромбоз глубоких вен, как это следует из его названия, возникает, когда тромб закупоривает одну из глубоко лежащих вен. Как правило, это происходит в нижних конечностях. Если сгусток крови разрушится, его фрагменты могут достичь лёгких и привести к тромбоэмболии лёгочной артерии (ТЭЛА). Приблизительно 25% случаев ТЭЛА заканчиваются внезапной смертью пациента.

В настоящее время стандартное лечение ТГВ и ТЭЛА включает назначение антикоагулянтов, например, гепарина или варфарина. Хотя этот подход в общем случае эффективен, он повышает риск возникновения кровотечений. В ходе нового исследования было обнаружено, что обычные противоаллергические средства способны бороться с ТГВ лучше, чем стандартные антикоагулянты. Препараты от аллергии воздействуют на так называемые тучные клетки, клетки иммунной системы, играющие, помимо прочего, важную роль в расширении сосудов и в управлении сосудистым гомеостазом. Особенно оптимистично, что новый подход к лечению ТГВ может помочь избавиться от типичных побочных эффектов применения антикоагулянтов.

Новое исследование было проведено под руководством доктора Александра Брилла (Alexander Brill) из Института кардиоваскулярных наук (Institute of Cardiovascular Sciences) при Бирмингемском университете (University of Birmingham). Результаты работы опубликованы в журнале Circulation Research. Предыдущее исследование авторства доктора Брилла было посвящено роли тучных клеток в предотвращении развития ТГВ.

В поисках альтернативы антикоагулянтам

Стандартные антикоагуляционные препараты вызывают кровотечения, потому что они влияют на гемостаз, механизм, защищающий нас от смертельной кровопотери при травмах. Если мы порежемся или как-то иначе нарушим целостность кожных покровов, естественная система коагуляции поможет остановить кровь — сформируется сгусток, который «прикроет» место травмы. Однако антикоагулянты вмешиваются в этот механизм.

В рамках нового исследования учёные сконцентрировались на поиске стратегии лечения ТГВ, которая не влияла бы на гемостаз. Чтобы выяснить, действительно ли тучные клетки играют роль в развитии ТГВ, доктор Брилл и его коллеги использовали подопытных мышей, в организме которых ген, ответственный за формирование тучных клеток, был «выключен». Кроме того, исследователи хирургическим путём индуцировали ТГВ, травмировав нижнюю полую вену животных.

Дефицит тучных клеток защищает от ТГВ

Ингибирование тучных клеток уже используется для лечения аллергических заболеваний, например, бронхиальной астмы или аллергического конъюнктивита. Препараты уже одобрены для применения в медицинских целях, а значит, они могут быть быстро протестированы в клинических испытаниях и предложены в качестве средства для лечения других болезней, в частности, ТГВ.

Говоря о сильных сторонах и ограничениях работы, доктор Брилл пояснил: «Нам удалось предотвратить развитие ТГВ через «заднюю дверь» — часть иммунной системы, в норме не влияющей на гемостаз и, теоретически, не влияющую на риск развития кровотечений. Однако исследование было проведено на животных, и его релевантность применительно к лечению людей требует дальнейшего подтверждения».

Сейчас авторы работы планируют выяснить, будет ли воздействие на тучные клетки так же эффективно у людей. Если да, то в скором времени могут быть проведены первые клинические испытания нового подхода с использованием стабилизаторов мембран тучных клеток для лечения ТГВ.