В Восточной Европе идёт эпидемия устойчивого к антибиотикам туберкулёза (ТБ) и, если не вмешаться в происходящее сразу по многим направлениям, вряд ли рост заболеваемости замедлится.
Уже несколько лет мы слышим, что «необходимы срочные меры», — сказала доктор Дарья Подлекарева (Daria Podlekareva) из Копенгагенского университета (дат. Københavns Universitet).
По мнению Подлекаревой, браться за решение этой проблемы необходимо немедленно.
Тем не менее, культурные и политические трудности «мешают вводить в действие международные рекомендации или проводить исследовательские проекты», — сказала она на конференции 2017 года, проводимой Международным обществом борьбы со СПИДом (International AIDS Society) в Париже.
Она объяснила: «В Восточной Европе сложно вести исследования и изучать происходящее. Некоторые страны этого региона до сих пор находятся за железным занавесом».
«Чтобы остановить распространение эпидемии в Восточной Европе, Всемирная организация здравоохранения, партнёрство «Остановить туберкулёз» (Stop TB Partnership) и Европейский Союз должны объединить усилия. Правительства должны признать ТБ угрозой общественному здоровью и принять международные программы и стандарты оказания медицинской помощи», — сказала доктор Подлекарева.
Катастрофическая ситуация с туберкулёзом в Восточной Европе
Согласно данным ВОЗ в отчёте «Наблюдение туберкулёза и отчёт о мониторинге в Европе 2017» (Tuberculosis Surveillance and Monitoring Report in Europe 2017), выпущенном в марте 2017 года, туберкулёз продолжает оставаться одной из главных угроз общественному здоровью. В Восточной Европе и Центральной Азии сосредоточена большая часть из 323 000 новых случаев заболевания туберкулёзом. Кроме того, в этих регионах зарегистрировано 32 000 смертей из-за ТБ.
«Восточная Европа «идеальна» для распространения туберкулёза, по причине большого числа заключённых, ВИЧ-инфицированных и инъекционных потребителей наркотиков. Также в этом регионе слабые системы здравоохранения, недостаточный уровень диагностики и лечения ТБ, и низкий уровень приверженности лечению», — сказала доктор Подлекарева.
Кроме того, в почти половине случаев заболевания туберкулёз обладает множественной лекарственной устойчивостью (мультирезистентностью), что требует более дорогого и длительного лечения (в отличие от чувствительного к антибиотикам ТБ) и приводит к нежелательным побочных эффектам. Существует и ещё одна проблема — в регионе, о котором идёт речь, лечение менее доступно, чем в Западной Европе.
Вероятность смерти от ТБ в Восточной Европе выше
В результате международного исследования заболеваемости ВИЧ и ТБ как сопутствующих заболеваний доктор Подлекарева и её коллеги обнаружили, что вызванных ТБ смертей значительно больше в Восточной Европе, чем в Латинской Америке или Западной Европе.
В Восточной Европе диагноз зачастую ставится на основе клинической оценки, а не лабораторных анализов, указала она. Лечение часто недостаточное, с очень небольшим спектром лекарств. Работе врачей мешает развал систем здравоохранения в странах Восточной Европы, а также то, что центры лечения ВИЧ и ТБ не связаны между собой. Также опиоидная заместительная терапия — эффективное средство при наркозависимости — в большинстве стран запрещена или ограничена.
«Почти 40% пациентов в нашем исследовании страдают ТБ, устойчивым ко многим видам противотуберкулёзной терапии», — сообщила доктор Подлекарева.
Места заключения и наркотики
«В России употребление наркотиков является уголовным преступлением, и метадоновая терапия запрещена (В России употребление наркотических веществ является административным правонарушением, а не уголовным преступлением. За употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 статьи 6.9 КоАП РФ) — прим. «XX2 ВЕК»), — сказала доктор Подлекарева. — В некоторых странах Восточной Европы, например, в Украине и Белоруссии, существуют наркологические программы, но они мало распространены».
Врачам нужно прилагать больше усилий, чтобы убеждать пациентов лечиться. Доктор Подлекарева сказала: «Необходимо, чтобы врачи сотрудничали с пациентами и поддерживали их. Когда мы спрашиваем, почему пациент не получает антиретровирусную терапию (АРТ), они говорят, что он отказался, но я полагаю, что убедить пациента — это задача врача».
Когда человек, употребляющий инъекционные наркотики, попадает в тюрьму, распространение ТБ ускоряется, объяснила она.
«Проблема в Восточной Европе не исчезнет сама собой, если не улучшить систему здравоохранения, и в особенности это касается туберкулёза с множественной лекарственной устойчивостью», — сказал Кристоф Ланге (Christoph Lange) из туберкулёзного подразделения Немецкого центра инфекционных исследований (нем. Deutsches Zentrum für Infektionsforschung, DZIF) и Исследовательского центра в Борстеле (нем. Forschungszentrum Borstel).
«Пациенты то бросают лечение, то возобновляют его, поэтому появляются новые штаммы ТБ с множественной лекарственной устойчивостью, — сообщил он Medscape. — Люди заражаются новыми штаммами, устойчивыми к антитуберкулёзной терапии». И почти все страны Восточной Европы не готовы к тому, чтобы бороться с ТБ с множественной лекарственной устойчивостью.
«Число заражённых устойчивым к лечению туберкулёзом ежегодно увеличивается на более чем 20%», — сообщил он. В текущей ситуации прежние цели и методы не действуют; организации здравоохранения и правительства должно это признать.
«Нам нужно стремиться к тому, чтобы снизить количество новых случаев заболевания, вместо того, чтобы полностью ликвидировать болезнь. Нужно определить новые цели и работать с тем, что является наибольшей угрозой общественному здоровью», — сказал доктор Ланге.