Вакцины от рака: обнадёживающие результаты, маленькие выборки

Будущее: вакцины от рака, героина... от чего ещё?

Персонализированные вакцины от рака действительно работают — об этом говорится в двух научных работах, опубликованных в журнале Nature. Пока речь идёт только о небольших клинических исследованиях, в которых принимали участие 19 человек, но результаты обнадёживают: у части больных после прививки опухоли исчезли.

Вакцины от рака работают по тому же принципу, что и вакцины от инфекционных заболеваний: компоненты чужеродного агента (в данном случае, раковых клеток) смешивают с веществами, которые усиливают иммунный ответ, полученный препарат вводят пациенту, и организм учится бороться с «захватчиками». Основное отличие вакцин от рака состоит в том, что действующие вещества для каждого пациента разрабатывают отдельно, а прививки делают не до, а после того, как рак начал развиваться.

В статьях, опубликованных в Nature, две независимые научные группы описали лечение меланомы. Основой для вакцин послужили аномальные белки — неоантигены, которые вырабатываются только в опухолевых клетках и не встречаются больше нигде в организме. Исследователи секвенировали ДНК здоровых и раковых клеток пациентов — сравнивая их, они распознали специфические мутации, характерные для опухолей и связанные с ними неоантигены. Затем с помощью алгоритмов из всех «странных» белков выбрали такие, которые вызовут наиболее сильный иммунный ответ.

Патрик Отт (Patrick Ott) и его коллеги из Института исследований рака Дана — Фарбер (Dana-Farber Cancer Institute) разработали вакцины, содержащие до 20 неоантигенов, характерных для каждого конкретного пациента. Препараты вводили шести добровольцам, которые перенесли хирургическое удаление опухолей. Хотя меланома часто возвращается, у четырёх человек никаких признаков рецидива спустя 25 месяцев не зафиксировали. Двум пациентам не повезло, но после того, как они прошли курс лечения пембролизумабом (этот препарат усиливает работу иммунной системы), опухоли исчезли.

Немецкие учёные под руководством Угура Сахина (Ugur Sahin) приготовили вакцины на основе РНК, кодирующих 10 неоантигенов. Их ввели 13 больным, находящимся на 3 и 4 стадии болезни. У восьми из них на момент введения вакцины опухолей не было, не появились они и 23 месяца спустя. Пять человек столкнулись с опухолью повторно, но у одного из них после лечения пембролизумабом она полностью исчезла. Исследователи из Института раковых исследований отметили, что вакцинация вызывала сыпь, утомляемость, местные реакции и симптомы, сходные с простудными. Сахин и его коллеги серьёзных побочных эффектов не зафиксировали.

Иммунолог Роберт Шрайбер (Robert Schreiber) из Университета Вашингтона в Сент-Луисе (он не принимал участия в исследованиях) считает, что результаты вселяют надежды, даже несмотря на небольшую выборку и отсутствие контрольной группы. Шрайбер отмечает, что в настоящий момент уже проводятся более крупные клинические испытания, и учёные намерены сочетать вакцинацию с терапией пембролизумабом и другими препаратами того же класса. «Я убеждён, что персонализированные вакцины могут быть эффективными», — говорит он.

У нового метода есть существенные недостатки. На то, чтобы изготовить вакцины у обеих групп ушло около трёх месяцев — для многих раковых больных это непростительно долго. Однако исследователи утверждают, что этот процесс будет занимать меньше времени, если поставить его на поток — группа Отто называет сроки до шести недель. Кроме того, пока неясно, для каких видов рака вакцины будут эффективными. Лучше всего они работают тогда, когда «целятся» сразу в несколько мутаций: это уменьшает вероятность того, что рак выработает устойчивость к прививке. В клетках меланомы действительно много мутаций, но с остальными опухолями ситуация может быть иной.

На все эти вопросы учёным предстоит ответить в ходе новых клинических испытаний. «Мы входим в следующую стадию рациональной иммунотерапии рака», — подытоживает Сахин.