Создана крупнейшая база геропротекторов

Кто знает, может, лет через пятьдесят эта картинка не будет никого удивлять.

Международная группа учёных объявила о создании крупнейшей базы данных геропротекторов. База под названием DrugAge содержит сведения о 418 соединениях, опробованных в ходе экспериментов на 27 модельных организмах. Результаты работы опубликованы в журнале Aging Cell.

Тема старения и продления жизни стала очень популярной. С каждым годом появляется всё больше научных публикаций на эту тему, а «не потеряться» в них становится всё сложнее. Чтобы исследователям было удобнее ориентироваться, международная группа учёных, в которую вошли и наши соотечественники, организовала единую базу геропротекторов. Создатели DrugAge проанализировали более трёхсот публикаций и выбрали вещества, которые продлевали жизнь крыс, мух, червей и других модельных животных. Кроме того, они использовали сведения более ранних баз данных — AgeFactDB, Geroprotectors.org и SAGEWEB.

DrugAge доступна всем желающим. В базе можно искать информацию о конкретных веществах или просмотреть данные об одном из модельных организмов. DrugAge показывает, на каких животных тестировали лекарство, насколько оно продлевает жизнь и как взаимодействует с другими соединениями. К каждой такой записи прилагается список литературы. «Это самая большая база геропротекторов на сегодняшний день, и она наверняка получит признание, как чрезвычайно ценный для биогеронтологов ресурс», — говорит заместитель директора Фонда биогеронтологических исследований (Biogerontology Research Foundation) Франко Кортезе (Franco Cortese).

В процессе работы над DrugAge учёные сделали некоторые интересные выводы. Так, самый значительный эффект геропротекторы оказывают на низшие организмы. У мышей и других млекопитающих он проявляется не так ярко. Кроме того, при разработке лекарств фармакологи задействуют далеко не все известные механизмы старения. Большинство препаратов воздействуют лишь на относительно небольшую группу сигнальных путей.

База геропротекторов размещена на платформе веб-сайта Human Aging Genomic Resources (Ресурсы по геномике старения человека), созданной учёными Ливерпульского университета. Помимо собственно DrugAge там можно найти:

• GenAge — базу генов человека и животных, которые участвуют в регуляции процесса старения;
  • AnAge — данные о продолжительности жизни 4000 видов;
  • GenDR — информацию о генах, связанных с ограничением питания (это один из способов борьбы со старением).