Хорошо известно, что сильная усталость воздействует на соматические, когнитивные и эмоциональные процессы. Однако в новом исследовании впервые было продемонстрировано выраженное воздействие суточных смен на сердечную деятельность. И, сюрприз, нехватка сна наносит ущерб сердцу. К такому выводу пришли авторы этого исследования, результаты которого будут представлены сегодня на ежегодной встрече Радиологического общества Северной Америки (Radiological Society of North America, RSNA).
Сотрудники пожарных станций и службы скорой медицинской помощи, а также медики, проходящие последипломную подготовку и другие специалисты, чья работа связана с высоким уровнем стресса, часто вынуждены отрабатывать 24-часовые дежурства, практически не имея возможности поспать. «Мы впервые показали, что кратковременная нехватка сна, обусловленная 24-часовыми дежурствами существенно повышает сократимость сердца, артериальное давление и частоту сердечных сокращений», — рассказывает ведущий автор исследования доктор Даниэль Кюттинг (Daniel Kuetting) из отделения диагностической и интервенционной радиологии Боннского университета (нем. Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität zu Bonn).
Дли работы доктор Кюттинг и его коллеги привлекли 20 здоровых специалистов-радиологов. Среди них были 19 мужчин и одна женщина. Средний возраст участника исследования составил 31,6 года. Каждый доброволец прошёл процедуру магнитно-резонансной томографии сердца с анализом деформаций до и после суточной смены. Во время дежурства участники исследования спали в среднем 3 часа.
«Работа сердца в контексте дефицита сна ранее не изучалась при помощи МРТ с анализом деформаций. Это наиболее точный инструмент оценки сократимости сердца», — отметил доктор Кюттинг.
Исследователи также собрали образцы крови и мочи испытуемых и измерили артериальное давление и частоту сердечных сокращений.
После кратковременной нехватки сна участники продемонстрировали изменение показателей средней пиковой деформации миокарда (они составили −21,9 перед сменой и −23,4 — после) и повышение систолического (112,8 и 118,5) и диастолического (62,9 и 69,2 соответственно) артериального давления. Средние показатели частоты сердечных сокращений перед сменой составили 63 удара в минуту, после неё — 68,9. Кроме того, после дежурства у участников исследования наблюдалось повышение уровня тиреотропного гормона, гормонов щитовидной железы тироксина (T4) и трийодтиронина (T3), а также кортизола, гормона, выделяемого организмом в ответ на стресс.
Хотя учёным удалось провести повторный осмотр половины участников исследования после нормального отдыха, доктор Кюттинг отмечает, что для определения долговременный последствий дефицита сна необходимы дополнительные исследования на больших выборках.
«Исследование было разработано таким образом, чтобы продемонстрировать реальные последствия дефицита сна, связанного с работой, — отметил доктор Кюттинг. —Участникам не разрешалось употреблять кофеин или продукты и напитки, содержащие теобромин, например, шоколад, орехи или чай, и мы не принимали в расчёт сопутствующие условия, например, индивидуальный уровень стресса или обстановку на работе».
Поскольку многие люди вынуждены работать посменно или в нескольких местах сразу, изучение негативных последствий длительной работы и недостатка сна становится критически важным. Доктор Кюттинг полагает, что результаты пилотного исследования могут быть распространены на представителей других профессий, для которых характерны продолжительные дежурства. «Сделанные нами наблюдения помогут понять, как продолжительность рабочего дня влияет на общественное здоровье», — отметил доктор Кюттинг.