Компьютерная игра поможет в диагностике болезни Альцгеймера

Скриншот игры Sea Hero Quest, по сути ставшей самым масштабным исследованием деменции.

Крупнейший в мире эксперимент по изучению деменции, проводившийся в форме компьютерной игры, показал, что с возрастом способность ориентироваться в пространстве снижается. Результаты, представленные на конференции Neuroscience 2016, были получены на основе данных 2,4 млн пользователей, скачавших игру.

Ситуация, в которой взрослый человек «заблудился» или «потерялся» на улице, может быть одним из первых симптомов болезни Альцгеймера. Исследователи из Университетского колледжа Лондона (University College London) полагают, что результаты их работы могли бы помочь в создании теста на деменцию.

Sea Hero Quest — это морское приключение, цель которого — найти потерянные воспоминания старого моряка. Прикасаясь к экрану, пользователи ведут лодку вокруг пустынных островов и замёрзших морей.

Пока игрок проходит уровень за уровнем, игра анонимно собирает данные о чувстве направления пользователя и его способности прокладывать маршрут. На некоторых уровнях нужно проделать определённый путь, а затем запустить сигнальную ракету назад, в направлении дома. На других пользователь должен запомнить расположение буйков и затем обогнуть их на лодке.

Сначала учёные из Университетского колледжа Лондона проанализировали данные, собранные во время прохождения уровней с сигнальной ракетой, и предположили, что чувство направления непрерывно ухудшается, начиная с подросткового возраста.

19-летние игроки запускали ракету в правильном направлении в 74% случаев. Но по мере увеличения возраста пользователей аккуратность выполнения этого задания снижалась: среди 75-летних игроков она составила 46%.

Доктор Хьюго Спайерз (Hugo Spiers), специалист по нейронаукам из Университетского колледжа Лондона, возглавивший группу исследователей, отметил: «Мы совершенно точно можем сказать, что наше чувство направления, наша способность „запустить ракету в направлении дома“, ухудшается с возрастом».
Полученные данные показали, что мужчины обладают несколько более точным чувством направления, чем женщины, а жители северных стран демонстрируют существенно лучшие результаты, чем остальной мир — и пока не вполне ясно, почему.

Чем ярче цвет — тем выше способности к навигации у жителей этой страны.

Есть несколько предположений:

  • Люди с более крепким здоровьем, что характерно для Севера, не так быстро теряют способность ориентироваться в пространстве по мере старения.
  • Среди жителей прибрежных регионов больше «хороших навигаторов».
  • Генетика «викингов» улучшает способность ориентироваться в пространстве.

Целью исследования было создание инструмента для диагностики деменции на самых ранних стадиях — что пока не представляется возможным.

Ситуации, в которых человек полностью «теряется» в окружающем пространстве, в норме редки, но они часто встречаются у пациентов с болезнью Альцгеймера. Обладая информацией о состоянии «внутреннего компаса» людей, врачи могли бы выявлять это заболевание раньше.

Исследователи полагают, что проблемы с ориентацией в пространстве могут лечь в основу теста для диагностики заболеваний, подобных болезни Альцгеймера. Это добавило бы мощный инструмент к тем методам, которые уже есть в распоряжении врачей. Однако чтобы диагностический инструмент был эффективен, он должен учитывать вариации способности к определению своего места в пространстве, характерные для популяции.

Доктор Спайерз отметил: «Ценность теста, который будет создан на основе игры Sea Hero Quest, в том, что он одновременно станет диагностическим инструментом для выявления болезни Альцгеймера на ранних стадиях и способом оценки эффективности лечения в клинических испытаниях».

Хилари Эванс (Hilary Evans), руководитель благотворительной организации «Изучения болезни Альцгеймера в Великобритании» (Alzheimer’s Research UK) сказала: «К сожалению, мы слишком часто слышим о людях, потерявшихся и обнаруженных на расстоянии многих миль от дома».

Игра Sea Hero Quest предоставила учёным беспрецедентный объём информации, собранной по всему миру. Данные, которые люди предоставляли, играя по вечерам или по дороге на работу, в лаборатории пришлось бы собирать на протяжении 9400 лет.

Проект получил финансирование от Deutsche Telekom, а разработку игры взяла на себя компания Glitchers.

Майкл Хорнбергер (Michael Hornberger), профессор прикладного изучения деменции из Университета Восточной Англии (University of East Anglia), сказал: «Пользователи, игравшие в Sea Hero Quest по всему свету, создали невероятный массив информации, который и дал нам возможность оценить, как люди разных возрастов, живущие в разных странах, ориентируются в пространстве».

Анна Керман :