Рейтинг физической подготовки детей из 50 стран и экономическое неравенство

Если бы среднестатистические дети из 50 стран устроили гонку, быстрее всех бежал бы среднестатистический ребёнок из Танзании.

Канадские, австралийские и американские учёные проанализировали физическую подготовку детей и подростков в 50 странах и составили рейтинг государств с самой спортивной молодёжью. Результаты исследования опубликованы в British Journal of Sports Medicine.

«Дети с хорошей физической подготовкой, как правило, бывают здоровыми, а здоровые дети обычно вырастают в здоровых взрослых, — говорит ведущий автор работы Джастин Ланг (Justin Lang). — Поэтому, изучая физическую подготовку в ранние годы, мы можем оценить здоровье популяции в целом».

Учёные отобрали научные работы, содержащие данные о челночном беге (beep test, multi-stage fitness test) на 20 метров. Челночный бег — вид бега, который подразумевает многократное прохождение одной и той же короткой дистанции в прямом и обратном направлении. Это самый популярный тест уровня физической подготовки, он стандартизирован и распространён по всему миру, что очень удобно для исследователей. Они изучили скоростные результаты 1,1 миллиона детей и подростков из 50 государств в возрасте от 9 до 17 лет и составили рейтинг самых спортивных стран. Ими стали Танзания, Исландия, Эстония, Норвегия и Япония. Наихудшие результаты показала Мексика. Какое место заняли бы Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан в этом списке, сказать невозможно, так как, к сожалению, данных о детях из этих стран в работе нет. Учёные обнаружили, что физическая подготовка коррелирует с неравенством уровня доходов, измеряемым индексом Джини. В тех странах, где разница была относительно небольшой, дети и подростки, как правило, показывали лучшие спортивные результаты.

Учёные проводили аналогичное исследование в 2006 г., тогда они проанализировали данные 418 026 детей из 37 государств, полученные в 1981—2003 гг. Самыми спортивными были признаны североевропейские страны: Эстония, Исландия, Финляндия, Литва и Ирландия. Худшие результаты показали Португалия, Италия, США, Бразилия и Сингапур. Связи между дифференциацией доходов и физической подготовкой исследователям обнаружить не удалось.

Инфографика, отражающая результаты нового исследования.

Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку. Изменяется от 0 до 1: чем ближе его значение к нулю, тем более равномерно распределён показатель. Иногда используют процентное представление этого коэффициента, называемое индексом Джини. Наиболее часто в современных экономических расчётах в качестве изучаемого признака берётся уровень годового дохода.