Как сообщает Le Figaro, во Франции, в возрасте 49 лет, умерла Изабель Динуар (Isabelle Dinoire), женщина, первой в мире перенёсшая операцию по трансплантации нижней части лица.
Операцию Изабель Динуар перенесла в 2005 году, после того, как была атакована собакой. Это была первая в мире операция такого рода. Однако прошедшей зимой началось активное отторжение трансплантата, Изабель потеряла часть губ, кроме того — длительное тяжёлое лечение, целью которого было подавление отторжения, привело к развитию двух видов рака. Этим летом, спустя 11 лет после операции, Изабель Динуар скончалась.
В мае 2005 года на 38-летнюю Изабель Динуар напала её собственная собака, лабрадор по кличке Таня, никогда до того никого не кусавшая. Изабель не сразу поняла, что именно случилось. Она пыталась закурить и не понимала, почему сигарета не держится у неё во рту. Вокруг было много крови, ей не удавалось удержать слюну, которая бесконтрольно текла изо рта, она не могла дышать через нос. Изабель не ощущала боли. Подойдя к зеркалу, она увидела, что у неё больше, практически, нет лица. После этого она приняла большую дозу снотворного и уснула.
Медики предполагали, что это попытка самоубийства, и опасались проводить операцию: столь хрупкое психологическое состояние является противопоказанием для пересадок тканей, тем более — для пересадки лица.
В больнице Изабель старалась не выходить из палаты. Она считала, что её внешний вид столь ужасен, что она не вправе навязывать его окружающим. Во время редких перемещений по коридорам лечебного учреждения она надевала маску.
Затем появился подходящий донор, и врачи предложили пересадку. Изабель сразу же согласилась, так как, по её словам, «жизнь без лица — невозможна».
Операция проводилась в больнице Университета Амьена и длилась более пятнадцати часов. Через несколько дней Изабель уже могла пить и есть, двигать губами, пробовала говорить (особенно сложно поначалу давались согласные). Постепенно она начала ощущать новое лицо как своё.
Наконец, 6 февраля 2006 года Изабель Динуар появилась на публике. «После операции у меня есть лицо, как у всех. Я могу открыть рот и съесть что-нибудь. С недавних пор я чувствую мои губы, мой нос и мой рот», — сказала она на организованной представителями университета пресс-конференции, после чего взяла пластиковый стаканчик с водой и при всех выпила его до дна.
Тогда всем казалось, что это успех. Это и было в определённой мере успехом — больше 10 лет с новым лицом. С тех пор в мире проведено более 30 операций по пересадке лица. Однако отторжение пересаженных тканей пока, к сожалению, обычное явление, регулярная проблема, решение которой трансплантологам и иммунологам ещё предстоит найти.