Долгосрочные последствия бомбардировки Хиросимы и Нагасаки преувеличены в общественном сознании

Ядерный гриб над Хиросимой (слева) и Нагасаки (справа).

Взрывы ядерных бомб над японскими городами Хиросима и Нагасаки в августе 1945 года привели к ужасающим разрушениям и жертвам. Долгосрочные последствия облучения радиацией выразились в повышении частоты случаев заболевания раком среди выживших. Однако публичное представление о количестве онкологических заболеваний и врождённых дефектов у переживших бомбардировки и их детей значительно превышает реальные данные, полученные во время исследований. Причины этих расхождений, а так же их последствия обсуждаются в обзоре исследований людей, переживших бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, опубликованном в журнале GENETICS.

«Большинство людей, включая многих учёных, подвержены мифу о том, что по здоровью выживших людей нанесён удар разрушительной силы, они очень часто заболевают раком, а у их детей повышена частота генетических заболеваний, — говорит автор работы, молекулярный биолог Бертран Джордан (Bertrand Jordan). — На самом деле между общественным мнением и реальными данными пролегла огромная пропасть».

Обзор Джордана не содержит никаких новых данных, он объединяет и подводит итог под 60 годами медицинских исследований выживших после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и их детей. Исследования явным образом продемонстрировали, что облучение радиацией повышает риск онкологических заболеваний, но при этом средняя продолжительность жизни выживших всего на несколько месяцев меньше чем у тех, кто не был облучён. У детей выживших никаких негативных эффектов для здоровья не обнаружено.

Примерно 200 000 людей умерли от бомбардировок и их немедленных последствий, в основном от взрыва, огненного шторма, вызванного взрывом, и сильного поражения радиацией. Около половины из тех, кто выжил, затем приняли участие в исследованиях, отслеживавших состояние их здоровья на протяжении всей жизни. Исследования начались в 1947 году и сейчас проводятся Фондом изучения последствий радиации (Radiation Effects Research Foundation, RERF). Фонд финансируется правительствами Японии и США. Всего в исследованиях приняли участие 100 000 выживших, 77 000 их детей и 20 000 людей, которые не подвергались воздействию радиации.

Количество солидных опухолей к 1998 году в группе выживших. Белым отмечены дополнительные случаи заболевания, ассоциируемые с воздействием радиации (по сравнению с контрольной группой).
Количество солидных опухолей (по органам и системам организма) к 1998 году в группе выживших. Белым отмечены дополнительные случаи заболевания, ассоциируемые с воздействием радиации (по сравнению с контрольной группой).

Огромный массив собранных данных был невероятно полезен для оценки рисков, вызываемых радиационным воздействием, так как, во-первых, бомба — это единичный источник излучения известной мощности, а, во-вторых, полученную дозу легко оценить, используя информацию о расстоянии от местонахождения человека до эпицентра взрыва. Данные были практически бесценным источником информации при определении приемлемых доз облучения для работников атомной отрасли и обычных людей.

По сравнению с необлучёнными людьми, среди выживших повышена частота онкологических заболеваний, при этом относительный риск зависел от расстояния до эпицентра, возраста (чем пострадавшие были моложе, тем больше для них была вероятность заболеть онкологическим заболеванием в течение жизни) и пола (у женщин выше, чем у мужчин). Однако большинство выживших онкологическими заболеваниями не заболели. Вероятность появления солидных опухолей у выживших в период между 1958 и 1998 годами была на 10% выше, что соответствует, примерно, 848 дополнительным случаям среди 44 635 выживших. Однако большая часть выживших получила относительно умеренную дозу, при этом у тех, кто получил большую дозу (больше 1 Грей, что примерно в 1000 раз больше безопасных уровней для обычного человека) вероятность развития рака в тот же самый временной промежуток (1958—1998) возрастала на 44%. Принимая в расчёт все остальные случаи и причины смерти, довольно высокая доза радиации сократила продолжительность жизни на 1,3 года.

Отличий в состоянии здоровья и частоте мутаций среди детей выживших обнаружено не было, однако Джордан предполагает, что какое-то тонкие эффекты могут со временем всплыть, возможно с развитием методов для более детального анализа их геномов. Но уже сейчас ясно, что даже если дети выживших и столкнутся с дополнительными рисками для здоровья, эти риски будут малы.

Расхождение реальных рисков и последствий для здоровья с общественным мнением Джордан объясняет так: «Люди всегда больше боятся неизвестного, чем знакомого. К примеру, люди склонны недооценивать опасность угля, причём и те, кто добывает его, и те, на кого воздействует атмосферное загрязнение. Радиацию же зарегистрировать гораздо проще, чем многие опасные химические вещества. С помощью ручного счётчика Гейгера вы можете обнаружить даже небольшой фон, который никак не влияет на ваше здоровье».