Производители продуктов питания и эпидемия ожирения

Производители пищевых продуктов считают ожирение следствием выбора, который делают люди.

Усилия по борьбе с ожирением могут быть угрозой для компаний, которые производят и продают продукты питания: если люди станут есть меньше, прибыль будет снижаться. Но бизнес не может полностью игнорировать то, что многие называют «кризисом здравоохранения». Возникло несколько тактик для поддержания законности действий пищевой промышленности и позиционирования производителей продуктов питания как «части решения» проблемы ожирения, что дает возможность им сохранить прибыли, как показывает исследовательская работа, проведенная профессором Университета Джорджа Вашингтона.

Пищевые предприятия представляют корень проблемы в выборе, который делают люди, а не выборе, который они предлагают, — отмечает Айви Кен, доцент кафедры социологии. В компаниях говорят, что потребители могут покупать более полезные варианты продуктов, с меньшим содержанием жира и сахара, которые компании добровольно ввели в ассортимент.

Чтобы сделать свои выводы, профессор Кен изучила материалы о пищевых компаниях, аффилированных с двумя некоммерческими организациями: Alliance for a Healthier Generation и Partnership for a Healthier America. Она рассмотрела обязательства, доклады, веб-сайты, документы годовых собраний и другие публичные материалы, распространяемые компаниями и их партнерами.

«Я обнаружила, что эти организации, возможно, более правильно называть “Партнерство для здорового извлечения прибыли”», — говорит доктор Кен.

Компании принимают на себя обязательства, заключающиеся в проведении маркетинговых кампаний для продвижения продуктов с низкой калорийностью, выделением в меню более здоровых вариантов питания и в открытии новых магазинов, — отмечает Айви Кен.

«Эта экономическая активность скрывается за большими заявлениями «Альянса» и «Партнерства», о том, что они «будут работать вместе с общественностью, в партнерстве и сотрудничестве, чтобы решить проблему ожирения вместе». Такие заявления обычно делаются на мероприятиях с участием видных общественных деятелей, таких, как бывший президент Билл Клинтон, первая леди Мишель Обама и сенатор Кори Букер, и они являются символическими жестами, отвлекающими внимание и создающими производителям «junk food» положительный имидж в глазах общества».

Стратегия оказалась очень успешной, говорит профессор Кен. Некоторые из компаний-партнеров, проведя собственные исследования, признают, что ожирение является социальной проблемой и предлагают снизить калорийность продуктов, что может быть выгодным решением.

С 2006 по 2011 год ряд компаний, на которые приходится четверть продаж продуктов питания в США, увеличили объем продаж продуктов с пониженной калорийностью на 1,25 млрд. долларов. Однако продажи более высококалорийных продуктов не упали, а также выросли — на 278 млн. долларов за тот же период.

Улучшение качества продуктов действительно может стать важным шагом в борьбе с эпидемией ожирения, но большинство компаний вносят лишь незначительные изменения в свою продукцию — это касается таких гигантов индустрии, как PepsiCo, J&J Snack Foods, Nestlé и сотен более мелких производителей, производящих вредные продукты, что способствует развитию ожирения и других медицинских и экологических проблем, говорит доктор Кен.

«Они получили большое внимание и похвалы за усилия, которые помогают им избежать регулирования и общественного неодобрения, — утверждает профессор. — Но существующие гигантские проблемы были созданы усилиями компаний, стремящихся увеличить свою прибыль за счет здоровья населения. Тем, кто действительно заинтересован в борьбе с этими проблемами и с ожирением, не следует заблуждаться в отношении деятельности корпораций-производителей продуктов питания».

Сергей Сыров :