Ранее считалось, что люди, у которых повреждено миндалевидное тело, не способны испытывать страх. Однако недавние исследования показали, что используя воздух с высокой концентрацией углекислого газа, их всё же можно испугать.
В ходе последних испытаний американские учёные подтвердили, что человек способен испытывать страх и без участия миндалевидного тела. Они смогли вызвать тревогу у больных с повреждённым миндалевидным телом инъекциями препарата изопротеренол (изопреналин). Результаты работы опубликованы в последнем номере Journal of Neuroscience. «В общем, это позволяет предположить, что в мозге есть несколько разных маршрутов, которые заканчиваются в одной точке — чувстве страха», — поясняет нейробиолог-исследователь Стефан Хаманн (Stephan Hamann) из Университета Эмори (Emory University), Атланта.
Женщины, однояйцевые близнецы, обозначенные в публикации инициалами Б. Г. и А. М. страдают от болезни Урбаха — Вите, редкого генетического заболевания, которое разрушило большую часть миндалевидного тела их мозга в позднем детстве. Несмотря на это, в ходе предыдущего исследования, сестры испытали страх после вдыхания воздуха с повышенным содержанием углекислого газа (эта смесь может вызвать у человека ощущение, что он задыхается). Однако CO2 обладает широким спектром действия на нервную систему и организм в целом, поэтому учёные решили использовать изопротеренол (в России — изопреналин) — препарат, который вызывает страх «изнутри» тела. Приём изопротеренола приводит к учащению сердцебиения и затруднению дыхания, а эти ощущения могут спровоцировать тревогу. «Если вы представляете себе, как работает адреналин, вы представляете себе, как работает изопротеренол», — поясняет Сахиб Халса (Sahib Khalsa), один из авторов исследования.
После инъекций изопротеренола обе женщины почувствовали тревогу, а у Б. Г. началась паническая атака — эффект, который испытывают около четверти людей, которым вводили лекарство. В ходе второго эксперимента учёные просили женщин оценить реакцию организма на препарат. Исследователи постепенно увеличивали дозу, а испытуемые должны были оценить интенсивность дыхания и сердцебиения. В этом тесте помимо сестёр участвовали 16 здоровых женщин. А. М., женщина, которая не испытывала приступов паники во время первого эксперимента, ощущала влияние препарата меньше, чем её сестра и здоровые участники.
Пока учёным неясно, почему близнецы реагировали на лекарство по-разному. Выявить различия, которые привели к этому, могут только дальнейшие эксперименты с применением сканирования мозга. Результаты экспериментов позволяют предположить, что миндалевидное тело — не единственная область мозга, ответственная за страх и тревожность, однако, чтобы понять, как именно мозг вызывает эти эмоции, нужно продолжать исследования.