Сенолитики: препараты, замедляющие старение

Sprycel (dasatinib)
Дазатиниб и кверцетин продлили жизнь мышам и показали эффективность в культуре клеток человека

Группа учёных из исследовательского института Скриппса (The Scripps Research Institute, TSRI), клиники Майо и других научных учреждений США обнаружила новый класс препаратов, которые значительно замедляют процесс старения кожи, улучшают общее состояние организма, способствуют нормальной работе сердца и продлевают период здоровой жизни лабораторных животных.

Оказалось, что сочетание двух препаратов — препарата противоопухолевой терапии дазатиниб (продаётся под торговым наименованием Sprycel) и кверцетина, естественного соединения, содержащегося во многих фруктах, овощах, листьях и зерне, и продающегося как пищевая добавка, которая действует (по утверждениям производителей, не подтверждёнными клиническими испытаниями) как антигистаминный и противовоспалительный препарат — может убить стареющие клетки. Клетки, прекратившие деление, накапливаются с возрастом, ускоряя процесс старения.

Класс препаратов, избирательно уничтожающих старые клетки, назван «сенолитиками».

Стареющие клетки обладают свойствами, роднящими их с раковыми клетками. Они приобретают устойчивость к естественным факторам, вызывающим апоптоз. Сенолитики способны избирательно индуцировать гибель стареющих клеток. Дазатиниб устраняет стареющие жировые клетки-предшественники, а кверцетин эффективен против стареющих эндотелиальных клеток костного мозга и стволовых клеток человека и мыши. Комбинация двух препаратов наиболее эффективна в целом.

Материалы исследований опубликованы в журнале Aging Cell и выложены в открытом доступе в интернете.