Секвенирование генома станет инструментом борьбы с внутрибольничными инфекциями

Патоген — Метициллин-резистентный золотистый стафилококк
Высокотоксичный штамм MRSA (вверху) и менее токсичный штамм (внизу), выращенные на субстрате — кровяном агаре

Распространение устойчивых к антибиотикам патогенов, таких как MRSA (Метициллин-резистентный золотистый стафилококк), является проблемой для общественного здравоохранения. Основные черты «госпитальных штаммов» — это устойчивость к одному или нескольким антибиотикам, устойчивость в условиях внешней среды, пониженная чувствительность к антисептикам. Госпитальные штаммы очень разнообразны, в каждой больнице или отделении возможно появление своего характерного штамма со свойственным только ему набором биологических свойств. Это создает трудности при лечении инфицированных пациентов. В исследовании, опубликованном вчера в журнале Genome Research, ученые при помощи генетического исследования смогли выделить особо токсичные разновидности MRSA, что открывает возможность персонализации лечения отдельных инфекций, вызванных заражением MRSA.

При изучении степени патогенности MRSA «стандартным подходом всегда была и остается концентрация на одном или небольшом количестве генов и белков», — говорит ведущий автор работы Рут Мэсси из Университета Бата. Однако, это не всегда приносило успех, потому что патогенность — это набор свойств, закодированных во многих генетических локусах.

В своей работе авторы использовали последовательности целых геномов девяноста штаммов MRSA для определения более 100 генетических локусов, связанные с токсичностью. Несмотря на принадлежность бактерий к общему генотипу ST239, штаммы отличаются степенью патогенности.

Главное, чего удалось достичь — обнаружены «генетические метки», по которым можно определить степень патогенности штамма.

«Так как стоимость и скорость секвенирования генома уменьшается, становится все более реальной возможность секвенировать геном болезнетворных микроорганизмов», — сказал Месси. В клинических условиях, секвенирование может быть полезно для определения хода лечения, которое будет более избирательным. Так, врач будет лечить высокопатогенные инфекции более агрессивно, в том числе назначением точно выбранных антибиотиков. Также это будет одним из инструментов сокращения количества осложнений и предотвращения распространения инфекции.

В настоящем исследовании найдено много новых генетических локусов, определяющих патогенность MRSA. Кроме изучения геномов других штаммов MRSA, авторы планируют применить свою методику для изучения других бактериальных патогенов, таких, как Streptococcus pneumonia, являющимся главной причиной смерти младенцев и детей в возрасте до пяти лет.