Развитие персонализированной клеточной терапии рака мозга

Изображение глиобластомы, полученное при помощи магниторезонансной томографии.

Спроектированы иммунные клетки, способные находить и уничтожать клетки рака мозга. Опыты на животной модели показали, что разработанная терапия может быть безопасной и эффективной. Исследование проведено специалистами из Школы медицины Перельмана Пенсильванского университета и отчёт о нём опубликован в журнале Science Translational Medicine.

«Серия испытаний в Пенсильванском университете, которые начались в 2010 году, показала, что созданные биоинженерами Т-лимфоциты обладают лечебным эффектом при некоторых онкологических заболеваний крови, но с переносом этого подхода на большие опухоли возникают проблемы, — рассказывает старший автор исследования, доцент кафедры гематологии и онкологии Пенсильванского университета. — Сложность введения в практику методов Т-лимфоцитной инженерии заключается в определении наилучших целей, которые характерны для опухоли, но не для нормальной ткани. Это ключ к созданию эффективной и безопасной Т-лимфоцитной терапии».

В новом доклиническом исследовании, проведённом в сотрудничестве с Хидехо Окада и его коллегами из Университета Питтсбурга, были спроектированы новые Т-лимфоциты с химерным рецептором антигена, который нацелен на изменённый мутацией рецептор эпидермального фактора роста, белок EGFRvIII, который имеется у примерно 30% клеток глиобластомы. Глиобластома диагностируется ежегодно у более чем 22 000 американцев. Пациенты, опухоли которых характеризуются мутацией EGFRvIII, как правило, имеют более агрессивную форму опухоли. Их опухоли труднее поддаются стандартной терапии и чаще рецидивируют после обычных процедур.

«Пациенты с этим типом рака мозга имеют очень плохой прогноз. Многие живут меньше 18 месяцев после диагностики, — говорит профессор М. Шона Грэди. — И мы собрали команду экспертов в разных областях, чтобы развивать инновационную персонализированную иммунотерапию для этого типа рака мозга».

В процессе работы были испытаны несколько антител, которые связываются с клетками, экспрессирующими EGFRvIII. Антитела были тщательно проверены, чтобы убедиться, что они не связываются с нормальными, немутантными белками EGFR, которые широко распространены в клетках человеческого тела. После ряда экспериментов терапия была проверена на мышиной модели глиобластомы и показала высокую эффективность в сочетании с традиционной химиотерапией (с использованием темолозомида).

В настоящее время идёт подготовка к первому клиническому испытанию нового метода лечения. Будут привлечены 12 взрослых добровольцев с глиобластомой. У шести из них рак возвратился после проведённой терапии, у другой половины добровольцев после операции остались участки опухолевой ткани, которые не удалось удалить хирургически.