Иногда (такое случается раз на 8000—10000 рождений) человек рождается без уха. Проблема может выражаться в разной степени — вместо уха наблюдается хрящ (микротия), либо ухо отсутствует совсем (анотия). Понятно, что отсутствие ушного канала и барабанной перепонки правильной формы означает частичную глухоту, а неразвитая ушная раковина бросается в глаза и может стать причиной травли в детском коллективе. На помощь приходит хирургия. В частности, для создания нового уха используется трансплантация рёберного хряща — донором материала для этого выступает сам пациент. Операция сложная — настолько, что, например, в США реконструкцию слухового канала и внешнего уха в один этап способны провести только две команды хирургов.
Однако недавно в стенах медицинского университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University) разработан метод, позволяющий заметно упростить и улучшить процесс. В помощь хирургам созданы два специализированных инструмента, об опыте использования которых в журнале Facial Plastic Surgery & Aesthetic Medicine опубликована статья. Устройства запантетованы.
«Хотя операция по преодолению микротии и анотии уха у детей и взрослых практикуется уже несколько лет, она по-прежнему остаётся сложной процедурой как для пациента, так и для хирурга, — поясняет детский пластический хирург Анджело Лето Бароне (Angelo Leto Barone). — Что сильно затрудняет процесс, так это то, что для создания годного уха требуется хоть немного художественного мастерства».
Для того, чтобы такие операции могли делать люди и без таланта скульптора, Бароне в сотрудничестве с ординатором интервенционной и диагностической радиологической хирургии университета Джонса Хопкинса Анирудом Аруном (Anirudh Arun) и создали два приспособления.
С помощью первого можно правильно вырезать рёберный хрящ пациента, с помощью второго — формировать по шаблону удобные для складывания нового уха кусочки ткани.
«Устройство для разрезания хряща практически удваивает количество хрящевой ткани, доступной для операции, а это означает, что для безопасного получения всего уха требуется меньше материала, — говорит Арун. — Теперь нам нужно затронуть два с половиной ребра, а не четыре, как раньше, — в итоге меньше отходов и меньше страданий пациента».
С помощью разработанного врачами резака срезы хряща превращаются в части нового уха за считанные минуты — вручную с помощью скальпеля на это уходят часы.
«Кроме того, что процесс ускоряется, использование шаблона сильно уменьшает повреждение хряща, которое часто случается при работе по старому методу реконструкции, — замечает Бароне. — Это делает нашу систему высоковоспроизводимой, удобной в использовании, экономичной по времени и затратам. А лучше всего то, что наш инструмент неизменно создаёт естественный облик уха, что помогает детям избежать дразнилок или издевательств, а взрослым позволяет делать то, что другие считают само собой разумеющимся, например, носить очки».