Бактериофаги против антибиотикорезистентных инфекций. Опыт клинического применения

Бактериофаги на поверхности бактерии.

Международная группа исследователей, возглавляемая учёными из Медицинской школы Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California San Diego) и Университета Питтсбурга (University of Pittsburgh), сообщает о многообещающих результатах крупнейшей на сегодня серии случаев терапии бактериофагами при инфекциях, устойчивых к антибиотикам.

Результаты исследования опубликованы в онлайн-выпуске журнала Clinical Infectious Diseases от 9 июня 2022 года.

Инфекции, вызванные нетуберкулёзными микобактериями (НТМ), всё чаще встречаются среди пациентов с муковисцидозом или другими хроническими заболеваниями, повреждающими или разрушающими бронхи лёгких.

Лечение НТМ-инфекций, особенно вызванных Mycobacterium abscessus, затруднено из-за растущей устойчивости бактерий к антибиотикам. По оценкам Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), только в Соединенных Штатах из-за инфекций, устойчивых к антибиотикам, ежегодно умирает около 35 000 человек.

Бактериофаги (фаги) — это вирусы, поражающие и уничтожающие определённые виды или штаммы бактерий. Фагов больше, чем всех других форм жизни на Земле вместе взятых, и они встречаются везде, где существуют бактерии. Обнаруженные в начале XX века, они долго и весьма неспешно изучались на предмет терапевтического потенциала, но с распространением устойчивых к антибиотикам бактерий вопрос их применения в медицине становится всё более актуальным.

В 2016 году учёные и врачи из Калифорнийского университета в Сан-Диего успешно применили экспериментальную внутривенную фаготерапию и излечили своего коллегу Тома Паттерсона (Tom Patterson), поражённого бактериальной инфекцией с множественной лекарственной устойчивостью и бывшего уже при смерти. Последующие случаи успешного использования поспособствовали созданию при Калифорнийском университете в Сан-Диего Центра инновационного применения и терапии фагов (IPATH), сотрудники которого совместно с коллегами из других научных центров работают над расширением области применения фаговой терапии.

Пока эта область ограничена — отчасти потому, что каждый вид фага ищет и уничтожает только один вид бактерий, а нынешний арсенал известных терапевтически полезных фагов относительно невелик. В результате тестирование фаговой терапии ограничено экспериментальными методами лечения, идущими в ход лишь в тех случаях, когда все другие жизнеспособные альтернативы терпят неудачу.

В новом исследовании участвовали 20 пациентов со сложными, резистентными к антибиотикам микобактериальными инфекциями. У всех пациентов были различные сопутствующие заболевания; у большинства — муковисцидоз (МВ), наследственное прогрессирующее заболевание, вызывающее серьёзные повреждения лёгких и других органов. Лекарства от МВ в настоящее время не существует. Средняя продолжительность жизни людей с МВ, доживающих до совершеннолетия, составляет примерно 44 года.

Участвующие в исследовании пациенты подпадали под действие положения Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) «Сострадательное использование», которое позволяет тестировать исследуемые лекарства или продукты при угрожающих жизни состояниях, когда нет сопоставимых или удовлетворительных альтернативных методов лечения.

Исследователи из Сан-Диего и Питтсбурга провели скрининг двухсот пациентов с заболеваниями лёгких, чтобы выявить бактериальные штаммы, которые, вероятно, будут чувствительны к фагам, и выявили 55 таких штаммов.

Фаги вводили 20 участникам исследования либо внутривенно, либо с помощью небулайзера, либо же с использованием обоих методов дважды в день в течение шести месяцев (хотя у некоторых пациентов лечение меньшую или большую продолжительность — в зависимости от клинического или микробиологического ответа).

Пациенты находились под наблюдением на предмет побочных эффектов, признаков симптоматического улучшения, уменьшения присутствия бактерий, появления устойчивости к фагам и/или нейтрализации фагов иммунной системой самих пациентов.

У одиннадцати из 20 пациентов наблюдалось некоторое улучшение симптомов или уменьшение присутствия бактерий. У пяти пациентов были неубедительные результаты, а у четырёх не было никакого ответа на лечение.

У восьми пациентов было отмечено повышение уровня нейтрализующих антител, что, возможно, способствовало отсутствию ответа на лечение в четырёх случаях. Одиннадцать пациентов лечились одним фагом, при этом никаких признаков устойчивости к фагам не наблюдалось.

«Учитывая сложность и большое разнообразие этих пациентов и их индивидуальных состояний, невозможно сделать какие-либо общие выводы, за исключением того, что фаговое лечение микобактериальных инфекций — многообещающее и требует дополнительного изучения, — прокомментировала Констанс Бенсон (Constance Benson), соавтор исследования, — Особенно для лечения пациентов, у которых мало или вообще нет других хороших вариантов».