Началась I фаза испытаний первой в своём роде вакцины против рака молочной железы. Это первое испытание вакцины против трижды негативного рака молочной железы — самой агрессивной и смертельной формы этого заболевания — на людях. Предстоит целый ряд сложных опытов, поэтому неудивительно, что учёные, стоящие за ними, сильно взволнованы.
«Мы надеемся, что в долгосрочной перспективе это может стать настоящей профилактической вакциной, которую можно будет вводить здоровым женщинам, чтобы предотвратить развитие у них трижды негативного рака молочной железы — формы рака молочной железы, для которой у нас есть только весьма малоэффективные методы лечения»,
Клиника Кливленда (The Cleveland Clinic) объявила о проведении испытаний сразу после того, как Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США одобрило заявку на исследование нового препарата. Первое в мире испытание на людях, основанное на результатах лабораторных работ и исследований на животных, проводимых в течение двух десятилетий, будет проходить в Исследовательском институте Лернера (Lerner Research Institute) при Клинике Кливленда и будет включать от 18 до 24 пациенток, перенесших трижды негативный рак молочной железы на ранних стадиях и имеющих высокий риск рецидива. Исследователи надеются, что после успеха этого первого этапа вакцина может быть опробована на здоровых людях с высоким риском развития заболевания, например, на людях с мутациями гена BRCA1.
Для этого участницам будут сделаны три прививки, каждая с интервалом в две недели. Начиная с низкой дозы всего у нескольких пациенток, доза будет постепенно увеличиваться до более высоких и в конечном итоге охватит большее количество участниц. За участницами будут наблюдать в течение 84 дней после последнего укола, чтобы определить возможные побочные эффекты.
На долю трижды негативного рака молочной железы приходится 12—15 процентов всех случаев рака молочной железы, но это самый смертоносный подтип, который убивает почти четверть всех больных в течение пяти лет после постановки диагноза. Его также трудно лечить с помощью гормональной терапии, а другие целевые препараты неэффективны — единственным способом профилактики является мастэктомия.
Молочный белок α-лактальбумин, который обычно вырабатывается только в период лактации, в избытке обнаруживается в 70—80% случаев трижды негативного рака молочной железы. Именно на этот белок будет нацелена вакцина, побуждающая иммунную систему атаковать клетки, которые его производят. В состав вакцины также будет входить препарат, который предупреждает иммунную систему о наличии α-лактальбумина, усиливая иммунный ответ организма.
Если испытания, которые должны завершиться в сентябре 2022 года, докажут эффективность вакцины, исследователи надеются, что она сможет улучшить результаты лечения людей, подверженных риску заболевания раком молочной железы и другими видами рака.
«Эта стратегия имеет потенциал для применения к другим типам опухолей. Наша программа трансляционных исследований направлена на разработку вакцин, предотвращающих заболевания, с которыми мы сталкиваемся с возрастом, такие как рак груди, яичников и эндометрия. В случае успеха эти вакцины способны изменить способ борьбы с раком, возникающим у взрослых, и увеличить продолжительность жизни, подобно тому, как это сделала программа вакцинации детей».
Хотя доктор Бадд признался, что на исследования и вывод на рынок могут уйти годы, он сохраняет оптимизм:
«Мы должны с чего-то начать — и мы очень рады сделать первый шаг».