Мозговой имплант частично вернул женщине зрение

С помощью устройства женщина смогла различать простые формы спустя 16 лет полной слепоты.

Команда учёных из Университета Мигеля Эрнандеса (University Miguel Hernández), Нидерландского института нейронаук (Netherlands Institute of Neuroscience) и Глазного центра Джона А. Морана при Университете Юты (John A. Moran Eye Center at the University of Utah) частично вернула незрячей женщине зрение с помощью мозгового импланта.

Разработка нейроинтерфейсов интересует учёных давно: такие устройства могут помочь управлять роботизированными протезами, а также возвращать людям слух и зрение. В статье, опубликованной в The Journal of Clinical Investigation, команда исследователей подробно описывает, как с помощью массива инвазивных электродов удалось создать простую форму зрения для 58-летней незрячей доброволицы. Команда провела серию экспериментов с женщиной в лаборатории. Полученные результаты имеют прорывное значение для учёных, надеющихся создать полноценный зрительный нейроинтерфейс.

Нейрохирург имплантировал массив микроэлектродов, состоящий из 100 микроигл, в зрительную кору головного мозга незрячей женщины для стимуляции нейронов, расположенных рядом с электродами, и считывания сигналов с них. Участница эксперимента носила очки, оснащённые миниатюрной видеокамерой; специализированное программное обеспечение кодировало визуальные данные, собранные камерой, и отправляло их на электроды, расположенные в мозге. Затем массив электродов воздействовал на окружающие нейроны для стимуляции квазизрительных ощущений, известных как «фосфены», чтобы создать изображение.

Участница на момент исследования была полностью незрячей в течение 16 лет. У неё не было осложнений после операции, и исследователи установили, что имплантат не нарушает работу мозга и не оказывает на неё негативного влияния. С помощью имплантата женщина смогла распознать линии, простые формы и несложные буквы. Чтобы помочь ей в тренировке с протезом, исследователи создали видеоигру с персонажем из популярного мультсериала «Симпсоны».

«Эти результаты очень интересны, поскольку они демонстрируют как безопасность, так и эффективность и могут помочь осуществить давнюю мечту многих учёных — передавать информацию из внешнего мира непосредственно в зрительную кору незрячих людей, восстанавливая тем самым рудиментарную форму зрения»,

сказал Эдуардо Фернандес.

Он также добавил, что, хотя эти предварительные результаты очень обнадеживают, учёные должны понимать, что всё ещё существует ряд важных вопросов, на которые нет ответов, и что многие ответы ещё предстоит найти, прежде чем кортикальный зрительный протез можно будет использовать в клинической терапии.

Исследователи надеются в следующей серии экспериментов применить более сложную систему кодирования изображений, способную стимулировать больше нейронов одновременно и вызывать более сложные визуальные образы.