Выбросы метана в дельте реки Маккензи в Канаде

Дельта Маккензи с борта исследовательского самолёта.

Оттаивание вечной мерзлоты в Арктике увеличивает силу парникового эффекта по двум причинам: с одной стороны, повышение температуры приводит к росту выработки микробами метана на поверхности. С другой стороны, оттаивание глубинных слоёв мерзлоты освобождает старый, хранящийся глубоко в земле, метан.

Мы писали о том, как это происходит на Ямале — «Метан из вечной мерзлоты на дне океана попадает в атмосферу». Германские учёные из Исследовательского центра наук о Земле (нем. Helmholtz-Zentrum Potsdam — Deutsches GeoForschungsZentrum GFZ) и Института полярных и морских исследований им. Альфреда Вегенера (нем. Alfred-Wegener-Institut Helmholtz-Zentrum für Polar- und Meeresforschung, AWI) совместно с коллегами из США изучили вопрос о выбросе метана в дельте реки Маккензи (Канада). Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

Вечная мерзлота Арктики действует как гигантская крышка, под которой скрыты минеральные ресурсы. Учёные опасаются, что таяние мерзлоты приведёт к значительному росту выбросов метана.

«Мы хотели выяснить, сколько метана выделяется в регионе, и изучали пространственные структуры газовых выбросов», — говорит ведущий автор исследования Катрин Конерт (Katrin Kohnert).

Для этого команде во главе с представителем Исследовательского центра наук о Земле Торстеном Захсом (Torsten Sachs) потребовалось провести полевые исследования на площади 10000 км2 в Северной Канаде. С помощью исследовательского самолёта были сделаны измерения концентрации газов в атмосфере и различных метеорологических показателей. Эта работа заняла два летних сезона в 2012 и 2013 годах.

Результатом стала подробная карта выбросов метана в дельте Маккензи.

Карта выбросов метана в северной части района исследования
Карта выбросов метана в северной части района исследования.

«Мы увидели сильные выбросы только там, где вечная мерзлота нарушена, в областях с постоянными проталинами, — говорит Катрин Конерт. — Мы считаем, что метан поступает в основном из более глубоких геологических источников, а не от недавней микробной активности близко к поверхности».

Хотя такие «горячие точки» занимают только около 1% площади, через них происходит 17% выбросов метана в исследуемой области.

Вывод, который делают авторы исследования: потепление вызывает не только естественную выработку биогенного метана, но также приводит к усилению выбросов ископаемого газа. Это может внести значительный вклад в дальнейшие глобальные изменения климата.

Дельта Маккензи
Дельта реки Маккензи, Канада.