Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» будет пришвартована в восточносибирском городе Певек. Ожидается, что она обеспечит электроэнергией 50 тысяч человек.
Баржа с АЭС на борту, вокруг которой было много споров и которую Гринпис назвал «плавающим Чернобылем», готова к отплытию. Путь будет пролегать через арктические моря, а за ходом путешествия будут следить тысячи зрителей.
«Росатом» заявил в пресс-релизах, что плавучая атомная электростанция станет ключевым элементом инфраструктуры по мере развития данного маршрута арктического судоходства.
Чтобы сохранять этот маршрут открытым круглый год, «Росатом» начал работать над созданием парка атомных ледоколов. Три самых недавних таких ледокола могут прорезать трёхметровый слой льда. Каждый из них может производить по 350 мегаватт энергии.
Зачем России понадобилось снабжать энергией жителей самого северного города России? Зачем вообще там жить, если можно жить в более благоприятных условиях? На самом деле люди живут там неспроста — они обслуживают нефтегазодобывающую отрасль России.
Многим иностранным обозревателям видится в попытке развить инфраструктуру на севере «великая столетняя стратегия России, сосредоточенная на освоении арктических ресурсов, нацеленная на достижение мирового господства». Среди сторонников такой точки зрения — Ребекка Пинкус, доцент Военно-морского колледжа США (U.S. Naval War College).
Использование ядерной энергии на воде имеет давнюю историю. Первый в СССР атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду в 1957 году. 10 лет спустя американские военные запустили первую плавучую атомную электростанцию, MH-1A. Плавучие реакторы использовались в США в 1960—70-х для обеспечения энергией различных стратегических объектов вне континентальной территории.
Ян Хаверкамп (Jan Haverkamp), эксперт по ядерной энергии в Гринпис, говорит, что организация обеспокоена ситуацией. Так как «Ломоносов» будет пришвартован в одном из самых отдалённых от цивилизации мест в мире, то в случае катастрофы будет трудно быстро отреагировать.
Однако профессор ядерной энергетики Майкл Голай (Michael Golay) подчёркивает, что есть веские основания полагать, что плавучие реакторы могут быть такими же безопасным, как АЭС на суше.
Между тем, Россия уже строит второе поколение плавучих ядерных блоков и ведёт переговоры с несколькими странами, желающими приобрести ядерные баржи.