В феврале этого года катамаран Energy Observer отправится в кругосветное путешествие. Судно работает за счёт возобновляемых источников энергии и не выбрасывает отходов в окружающую среду.
Energy Observer когда-то был гоночным судном. Катамаран, построенный в 1983 году в Квебеке, за свою тридцатилетнюю историю сменил множество названий и получил несколько призов. Яхта под названием Formule Tag — самый крупный катамаран своего времени — спустя год после «рождения» поставила рекорд по расстоянию, пройденному за 24 часа. В 1993 году судно приобрёл новозеландский яхтсмен Питер Блейк, победитель кругосветной регаты Volvo Ocean Race. Блейк назвал катамаран ENZA New Zealand, а через год обогнул на нём земной шар и получил кубок Жюля Верна за самое быстрое кругосветное плавание.
С тех пор судно меняло имена, по крайней мере, пять раз. Теперь оно находится в руках Фредерика Дэйреля (Frederic Dahirel) и Викторьена Эруссара (Victorien Erussard). Новые хозяева основательно обновили катамаран и оснастили его солнечными панелями, ветровыми турбинами, водородными топливными элементами, которые питают электрические двигатели, и кайтом. Экологически чистое судно стоит 5 миллионов евро (около 315 миллионов рублей). «Я увлекаюсь новыми технологиями, — поясняет Эруссар. — Постройка яхты с полностью автономным питанием может показаться нереалистичной задачей, но это будет прекрасное судно». «Мы делаем ставку на разнообразие возобновляемых источников энергии, — добавляет он. — И если солнца или ветра не будет или наступит ночь, мы сможем использовать резервуары с водородом. Мы получим водород из морской воды… в результате электролиза». По словам Флоренса Ламберта (Florence Lambert), директора исследовательского института CEA LITEN(фр. Le Laboratoire d’innovation pour les technologies des énergies nouvelles et les nanomatériaux), который участвовал в разработке энергетических систем судна, Energy Observer — хороший пример того, как будут выглядеть энергосистемы в ближайшем будущем.
В феврале этого года катамаран отправится в шестилетнее путешествие вокруг света, в ходе круиза он сделает 101 остановку в 50 странах. В СМИ Energy Observer описывают как «первое судно, питаемое только экологически чистой энергией», но это утверждение кажется сомнительным. В 2011 году команда Acciona Sailing представила «100%-экологичную» гоночную яхту Acciona класса IMOCA 60, оснащённую электромотором, солнечными батареями, ветро- и гидрогенераторами.
Два года назад швейцарская компания H2-Industries AG разработала ещё одну «первую в мире» мега-яхту на солнечной энергии и водороде. Некоторые гоночные регаты стали «зелёными» несколько лет назад: например, the Atlantic Cup обязывает участников использовать возобновляемые источники энергии с 2012 года. Ещё дальше пошли наши предки: они совершали кругосветные путешествия «с нулевым выбросом» ещё в XVI веке.