Мы живём в эпоху шестого массового вымирания — в такому выводу пришли учёные из Стэнфордского университета (Stanford University) и Национального автономного университета Мексики (исп. Universidad Nacional Autónoma de México). Они проанализировали информацию о 27 000 видов позвоночных и обнаружили, что 32% переживают стремительное снижение численности. Исследователи бьют тревогу: на то, чтобы исправить ситуацию, у нас осталось от силы 20—30 лет. Впрочем, новые результаты убедили не всех.
В 2015 году Херардо Себальос (Gerardo Ceballos), Пол Эрлих (Paul Ehrlich) и их коллеги подсчитали, что на протяжении последнего столетия скорость вымирания позвоночных в 100 раз превысила фоновый уровень, то есть нормальную скорость исчезновения видов без вмешательства человека. Они заговорили о начале нового — шестого — массового вымирания. Теперь, два года спустя, исследователи только сильнее убедились в своей правоте.
На этот раз Себальос со товарищи занялись изучением не вымерших, а существующих видов. С помощью данных Международного союза охраны природы они проанализировали численность популяции и ареал обитания почти половины (всего 27 600) известных видов позвоночных. Особое внимание уделили 177 видам млекопитающих и тому, что происходило с ними в период с 1990 по 2015 годы.
Результаты показали, что 32% (8 851) всех рассмотренных видов страдают от сокращения ареалов обитания и снижения численности. Все 177 хорошо изученных видов за последние 25 лет потеряли минимум 30% природных ареалов, и почти половина из них — более 80% ареалов. Больше всего исчезающих видов пришлось на область тропиков, и особенно досталось южной и юго-восточной Азии, где крупные млекопитающие лишились более 80% территорий. Учёные составили карту, которая отражает исторические и современные ареалы обитания животных, и на основе этих данных заключили, что с лица Земли стёрты миллиарды популяций. В качестве примера стремительного исчезновения видов они приводят африканского льва, численность которого с 1993 года сократилась на 43% и жирафов, которых в 1985 году насчитывалось 115 000 особей, а в 2015 стало почти на 20 000 меньше. «Это пример глобальной биологической аннигиляции, даже если виды, к которым относятся эти популяции, в данный момент ещё сохранились где-то на Земле», — говорит член научной группы, биолог Родольфо Дирсо (Rodolfo Dirzo).
Сама научная работа так же пессимистична. «Таким образом, мы подчёркиваем, что шестое массовое вымирание уже началось, и для принятия эффективных мер у нас есть максимум два или три десятка лет», — пишут авторы. «Это первый случай массового вымирания, когда причина знает, что делает и осознаёт, что вредит себе, — комментирует результаты Эрлих. — Когда 66 миллионов лет назад на Землю упал астероид, у астероида не было выбора. Сейчас в этом виновны перенаселение и чрезмерное потребление состоятельных людей».
Однако с исследователями согласны далеко не все коллеги. «Многие из тех, кто сравнивает нынешнюю ситуацию с предыдущими случаями массового вымирания, понятия не имеют о том, как отличается характер данных, а тем более о том, насколько ужасными на самом деле были вымирания, зафиксированные в палеоантропологической летописи, — рассказывал журналу The Atlantic куратор Смитсоновского национального музея естественной истории (Smithsonian National Museum of Natural History) Даг Эрвин (Doug Erwin). — Очень важно подчеркнуть, что я НЕ утверждаю, что люди не нанесли серьёзного ущерба морским и земным экосистемам или что в будущем не произойдёт вымирания. Но я считаю, что как учёные, мы несём ответственность за точность таких сравнений». «Это как-то слишком драматично, — добавляет эколог Стюарт Пимм (Stuart Pimm) из Университета Дьюка (Duke University). — Да, с нашей помощью виды вымирают в сотню разы быстрее, чем следовало бы. Так что да, проблема существует. Но с другой стороны, если говорить людям, что мы все обречены и умрём, это вряд ли особенно поможет».
Но Эрлих объясняет, что так и было задумано. «Я алармист. Мои коллеги алармисты. Мы встревожены и напуганы, — говорит он. — Это в значительной степени политическая и экономическая проблема. Наше правительство прикладывает все усилия, чтобы события повернулись в неверном направлении. Наши экономисты думают, что смогут обеспечить бесконечный рост на ограниченной планете».