Массовое вымирание уже началось?

За последние 20 лет численность африканского льва сократилась на 43%. Возможно, мы на пороге нового массового вымирания?

Мы живём в эпоху шестого массового вымирания — в такому выводу пришли учёные из Стэнфордского университета (Stanford University) и Национального автономного университета Мексики (исп. Universidad Nacional Autónoma de México). Они проанализировали информацию о 27 000 видов позвоночных и обнаружили, что 32% переживают стремительное снижение численности. Исследователи бьют тревогу: на то, чтобы исправить ситуацию, у нас осталось от силы 20—30 лет. Впрочем, новые результаты убедили не всех.

В 2015 году Херардо Себальос (Gerardo Ceballos), Пол Эрлих (Paul Ehrlich) и их коллеги подсчитали, что на протяжении последнего столетия скорость вымирания позвоночных в 100 раз превысила фоновый уровень, то есть нормальную скорость исчезновения видов без вмешательства человека. Они заговорили о начале нового — шестого — массового вымирания. Теперь, два года спустя, исследователи только сильнее убедились в своей правоте.

На этот раз Себальос со товарищи занялись изучением не вымерших, а существующих видов. С помощью данных Международного союза охраны природы они проанализировали численность популяции и ареал обитания почти половины (всего 27 600) известных видов позвоночных. Особое внимание уделили 177 видам млекопитающих и тому, что происходило с ними в период с 1990 по 2015 годы.

Результаты показали, что 32% (8 851) всех рассмотренных видов страдают от сокращения ареалов обитания и снижения численности. Все 177 хорошо изученных видов за последние 25 лет потеряли минимум 30% природных ареалов, и почти половина из них — более 80% ареалов. Больше всего исчезающих видов пришлось на область тропиков, и особенно досталось южной и юго-восточной Азии, где крупные млекопитающие лишились более 80% территорий. Учёные составили карту, которая отражает исторические и современные ареалы обитания животных, и на основе этих данных заключили, что с лица Земли стёрты миллиарды популяций. В качестве примера стремительного исчезновения видов они приводят африканского льва, численность которого с 1993 года сократилась на 43% и жирафов, которых в 1985 году насчитывалось 115 000 особей, а в 2015 стало почти на 20 000 меньше. «Это пример глобальной биологической аннигиляции, даже если виды, к которым относятся эти популяции, в данный момент ещё сохранились где-то на Земле», — говорит член научной группы, биолог Родольфо Дирсо (Rodolfo Dirzo).

Исчезновение локальных популяций 177 видов (в процентах).

Сама научная работа так же пессимистична. «Таким образом, мы подчёркиваем, что шестое массовое вымирание уже началось, и для принятия эффективных мер у нас есть максимум два или три десятка лет», — пишут авторы. «Это первый случай массового вымирания, когда причина знает, что делает и осознаёт, что вредит себе, — комментирует результаты Эрлих. — Когда 66 миллионов лет назад на Землю упал астероид, у астероида не было выбора. Сейчас в этом виновны перенаселение и чрезмерное потребление состоятельных людей».

Однако с исследователями согласны далеко не все коллеги. «Многие из тех, кто сравнивает нынешнюю ситуацию с предыдущими случаями массового вымирания, понятия не имеют о том, как отличается характер данных, а тем более о том, насколько ужасными на самом деле были вымирания, зафиксированные в палеоантропологической летописи, — рассказывал журналу The Atlantic куратор Смитсоновского национального музея естественной истории (Smithsonian National Museum of Natural History) Даг Эрвин (Doug Erwin). — Очень важно подчеркнуть, что я НЕ утверждаю, что люди не нанесли серьёзного ущерба морским и земным экосистемам или что в будущем не произойдёт вымирания. Но я считаю, что как учёные, мы несём ответственность за точность таких сравнений». «Это как-то слишком драматично, — добавляет эколог Стюарт Пимм (Stuart Pimm) из Университета Дьюка (Duke University). — Да, с нашей помощью виды вымирают в сотню разы быстрее, чем следовало бы. Так что да, проблема существует. Но с другой стороны, если говорить людям, что мы все обречены и умрём, это вряд ли особенно поможет».

Но Эрлих объясняет, что так и было задумано. «Я алармист. Мои коллеги алармисты. Мы встревожены и напуганы, — говорит он. — Это в значительной степени политическая и экономическая проблема. Наше правительство прикладывает все усилия, чтобы события повернулись в неверном направлении. Наши экономисты думают, что смогут обеспечить бесконечный рост на ограниченной планете».