В Биосфере-2 будет проведён масштабный климатический эксперимент

В Биосфере-2 скоро начнётся масштабный климатический эксперимент.

Этим летом Биосфера-2, искусственная экосистема в пустыне Аризоны, будет омываться потоками искусственного дождя. Самый большой в мире эксперимент по изучению движения воды через ландшафт, должен начаться в следующем месяце.

Вода имеет большое значение для жизни, забирая с собой минералы и питательные вещества, когда она течёт через горные породы и почву. Этот процесс, называемый выветриванием, лежит в основе экосистемы, обеспечивая существование микробов, растений, животных, сельского хозяйства и определяя изменения ландшафта.

«Кальций, калий и магний, которые мы потребляем, попадают к нам из горных пород, — говорит Джин Диксон (Jean Dixon), геоморфолог из Университета штата Монтана (Montana State University) в Бозмене (Bozeman). — Химическое выветривание — первое, что вам нужно для того, чтобы сформировать обитаемую планету, но процесс всё еще не очень хорошо понят».

Эксперимент начнётся с трех холмов массой 500 000 кг каждый, изготовленных из дроблёного базальта — вулканической породы. Каждые три дня исследователи будут включать краны, чтобы дождь одинаково лил на все три холма. Затем они будут наблюдать, куда пойдёт вода.

Искусственные холмы усеяны более чем 1800 датчиками, измеряющими разные параметры — от уровня углекислого газа до содержания воды.

Меченые изотопом молекулы водорода, бромид лития и хлорид лития, смешанные в дождевой воде, позволят учёным точнее проследить движение отдельных молекул.

После года изучения почвы и воды в эксперимент добавят растения, говорит Питер Троч (Peter Troch), директор по науке Биосферы-2.

Диксон беспокоит то, что одного года без живых существ может быть не достаточно, чтобы заметить все изменения. «Выветривание часто происходит на протяжении тысяч лет», — говорит она. Тем не менее, эксперимент будет значительным шагом вперёд по сравнению с нашими нынешними знаниями.

Учёные исследовали выветривание в лабораторных условиях, но в гораздо меньших масштабах. В реальном мире выветривание всегда во много раз медленнее, и никто точно не знает, почему.

Исследователи надеются, что эксперимент даст возможность узнать причины этого, потому что он тщательно контролируется, и проводится в крупном масштабе. Более глубокое понимание процессов циркуляции воды и выветривания поможет понять, как изменение климата приводит к сильной засухе и наводнениям по всему миру.