История кайманов Амазонии

Реконструкция головы <i>Gnatusuchus pebasensis</i>. Это самый необычный из найденных видов. Короткомордый кайман имел шаровидные зубы, которые, как полагают, служили для того, чтобы выкапывать моллюсков из ила.
Реконструкция головы Gnatusuchus pebasensis. Это самый необычный из найденных видов. Короткомордый кайман имел шаровидные зубы, которые, как полагают, служили для того, чтобы выкапывать моллюсков из ила.

Международная команда палеонтологов обнаружила и описала три новых вида кайманов, которые 13 млн лет назад, в миоцене, жили в болотистой местности на северо-востоке нынешнего Перу.

«Современный бассейн Амазонки содержит богатейшую биоту, но истоки этого чрезвычайного разнообразия изучены недостаточно хорошо», — говорит член команды д-р Джон Флинн из Американского музея естественной истории.

«В настоящее время это огромный тропический лес, доступность камней и, следовательно, скрытых в них окаменелостей, крайне ограничен».

В миоцене, в период между 11,8 млн и 11,3 млн. лет назад началось формирование Амазонии — региона с огромной системой водно-болотных угодий — озёр, болот и рек. Изучение форм жизни, которая существовала в то время, имеет решающее значение для понимания истории современного биоразнообразия региона.

Среди ископаемых Амазонии наиболее хорошо изучены беспозвоночные — моллюски и ракообразные. Однако находки позвоночных животных, за исключением рыб, были очень редки.

Настоящее исследование описывает три вновь выявленных вида кайманов — Gnatusuchus pebasensis, Kuttanacaiman iquitosensis и Caiman wannlangstoni. Они были найдены в формации Пебас на северо-востоке Перу.

Ископаемые кайманы
Kuttanacaiman iquitosensis (слева), Caiman wannlangstoni (справа) и Gnatusuchus pebasensis. Изображение: Javier Herbozo.

Доктор Флинн и его коллеги предполагают, что распространение Gnatusuchus pebasensis и подобных ему видов коррелирует с пиком разнообразия и количества моллюсков в регионе, которые исчезли, когда гигантские водно-болотные угодья превратились в современную Амазонию — систему с полноводной рекой, впадающей в океан.

Учёные предполагают, что по мере формирования современной Амазонки, численность моллюсков снизилась и специализировавшиеся на них виды вымерли, в то время как всеядные кайманы стали доминировать и широко представлены в современных экосистемах Амазонии.

«Сейчас шесть видов кайманов живёт в Амазонии, хотя только три когда-либо сосуществовали на одной территории. Они редко сосуществуют в одном месте. В этом их отличие от их древних родственников — семь различных видов жили в одном месте и в одно время», — сообщили учёные.