Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ оценил уровни владения цифровыми навыками в России и европейских странах. В период пандемии многие процессы перешли в интернет, но насколько готовы к этому граждане? Можем ли мы работать с информацией и программным обеспечением, общаться и находить решения проблем в цифровой среде?
Для того, чтобы не только ответить на эти вопросы, но и сравнить ситуацию в России с положением дел за рубежом, специалисты НИУ ВШЭ использовали методологию Евростата (Eurostat), статистической службы Европейского союза.
Как считают цифровые навыки
- Расчёт производится в отношении лиц, которые пользовались интернетом в последние три месяца.
- Для расчёта используется информация о 22 видах действий, выполняемых при работе на компьютере или в интернете.
- Эти действия образуют четыре группы навыков: информационные, коммуникационные, навыки решения проблем и навыки работы с программным обеспечением. Расчёт производится в два этапа: на первом оценивается уровень владения навыками в каждой группе, на втором — формируется интегральная оценка.
- Уровень владения навыками из отдельной группы оценивается по трехбалльной шкале:
«выше базового» — наличие более одного навыка / наличие навыка продвинутого уровня;
«базовый» — наличие только одного навыка / наличие навыка начального уровня;
«навыки отсутствуют» — отсутствие каких-либо навыков из данной группы. - Интегральная оценка формируется исходя из следующей шкалы:
«выше базового уровня» — наличие навыков во всех группах на уровне «выше базового»;
«базовый уровень» — наличие навыков во всех группах при условии, что хотя бы в одной группе уровень владения навыком — «базовый»;
«низкий уровень» — отсутствие навыков в одной, двух или трёх группах;
«навыки отсутствуют» — отсутствие навыков во всех четырёх группах.
По оценкам НИУ ВШЭ уровень владения цифровыми навыками в России заметно ниже в сравнении с показателями большинства стран ЕС.
Лишь у 12% наших сограждан цифровые навыки развиты выше базового уровня, для сравнения: в среднем в 28 странах Евросоюза (использовались данные на 2019 год, до выхода из ЕС Великобритании) такой уровень демонстрирует треть взрослого населения, половина жителей Нидерландов и Финляндии, 49% — Великобритании и Дании.
Но двумя из 22 проанализированных в рамках исследования цифровых навыков россияне владеют чуть лучше, чем в среднем в Европе. Оба связаны с общением: 59% россиян пользуются социальными сетями (57% по ЕС) и 55% относительно регулярно совершают онлайн телефонные или видеозвонки (52% по ЕС).
Почти четверть россиян (24%) владеют цифровыми навыками на базовом уровне, 39% — на уровне ниже базового, а у 2% цифровые навыки отсутствуют. 22% не могли их проявить, так как не использовали интернет в последние три месяца на момент проведения исследования.
Уровень владения цифровыми навыками заметно ниже у россиян средних и старших возрастных групп (от 45 лет) — основой рабочей силы страны. Из этого следует, что для ускорения цифровизации экономики важно сделать более доступными программы повышения компьютерной грамотности взрослых.
Более подробно об исследовании можно прочитать на сайте НИУ ВШЭ: https://issek.hse.ru/news/377859466.html