Кристис начнёт торговать картинами за «авторством» ИИ

В октябре этого года аукционный дом Кристис (Christie’s) впервые выставит на продажу произведения, созданные искусственным интеллектом (ИИ). В мире уже состоялась, по меньшей мере, одна выставка, все экспонаты которой были «нарисованы» без участия человека. Однако вопросы, касающиеся авторства и творчества в целом (применительно к ИИ), пока остаются без ответа.

Планирующийся аукцион должен будет продолжить традицию Кристис по продаже картин, созданных нейронными сетями. Первые такие торги состоялись в начале этого года. Французский коллекционер Николас Лагро-Лассер (Nicolas Laugero-Lasserre), известный своей коллекцией городского искусства (Shepard Fairey, Ivader, Banksy, Swoon), приобрёл за 10000 евро картину «Граф Белами» («Le Comte de Belamy»), созданную системой ИИ.

«Le Comte de Belamy» — картина, созданная искусственным интеллектом и проданная на аукционе за 10000 евро.

В большинстве случаев, разработчики ИИ используют технологию генеративно-состязательных сетей (generative adversarial networks, GAN). Она позволяет «обучать» компьютер при помощи библиотек изображений и звуков. Собственный контент ИИ в этом случае будет создавать, опираясь на уже «изученные» образцы. Суть генеративно-состязательного подхода заключается в том, что над созданием нового образца (изображения, звука и т.д.) работают две модели — генератор и дискриминатор. Целью второй является попытка отличить созданный образец от настоящего, а первой — создание образца, который вторая модель не сможет отличить от настоящего.

Произведения искусства, полученные подобным образом, — будь то отпечатки на бумаге, видеоролики или мультимедийные инсталляции — часто оказываются неприятно правдоподобными, как будто на них изображена флора и фауна «зловещей долины».

Эффект «зловещей долины» (uncanny valley) — гипотеза, согласно которой робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей.

Причина такого психологического феномена не выяснена до сих пор.

Марио Клингеманн (Mario Klingemann) из Мюнхена, например, тренировал алгоритм на портретах работы старых мастеров — художников, живших и работавших до XVIII века. Затем Клингеманн «показал» ИИ самого себя. Итогом стало появление видеоролика с расплывающимися многоглазыми гротескными фигурами — их можно сравнить с работами английского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon).

На благотворительном аукционе, организованном компанией Google в 2016 г., картина авторства ИИ была продана за 8 тыс. долларов США. Представители аукционного дома Кристис полагают, что за одну работу удастся выручить от 8 до 11,5 тыс. — это гораздо меньше, чем средняя цена картины в наши дни. В этом плане ИИ похож на начинающего художника, пытающегося отвоевать своё место на рынке произведений искусства.

С другой стороны, ИИ как автор произведений искусства может привлечь новую аудиторию — благодаря ему, картины оказываются по карману не только банкирам и владельцам недвижимости (пока основными покупателями на рынке произведений искусства являются именно они).

Интересен и вопрос авторства созданных ИИ работ. Некоторые художники даже подписывают картины математическими выражениями, использованными при разработке алгоритма, но, конечно, с точки зрения закона ИИ представляет собой не более чем инструмент. В этом плане ИИ можно сравнить с фотоаппаратом или программой Photoshop.

С другой стороны, нельзя забывать, что для «обучения» ИИ используются реально существующие произведения искусства, созданные людьми. Впрочем, они могут браться из готовых открытых источников, и тогда проблем с копирайтом не возникнет. В то же время некоторые художники считают, что даже отбор изображений для тренировки ИИ — это уже творческий процесс. Решая, что включить в базу, а что из неё удалить, автор, по сути, совершает некий творческий акт, который впоследствии окажет влияние на конечный результат «творчества» алгоритма.

А вот у страхов по поводу «ИИ, отбирающего хлеб у художников», похоже, нет никаких реальных оснований. Если изобретение фотографии дало толчок к развитию новых школ живописи, то и проникновение ИИ в изобразительное искусство может стать отправной точкой для новых открытий.

Анна Керман :