Хорошие новости, человечество! Пусть машины отнимают у людей рабочие места, но обыграть наших профи им пока не под силу. Стоит, стоит последний оплот Homo sapiens! Команда ботов от OpenAI проиграла лучшим игрокам в крупнейшем турнире The International. Связано это как с тем, что у машин отобрали некоторые преференции (об этом ниже), так и с тем, что они пока не могут просчитать долговременную стратегию.
Специалисты некоммерческой организации OpenAI, которую спонсируют Илон Маск и Питер Тиль, пытаются разработать сильный искусственный интеллект способный решать широкий спектр задач. Для этого они используют, в том числе, командную стратегическую игру Dota 2 — её просчитать сложнее, чем шахматы и го, поскольку горизонт планирования длиннее, карта больше, выбор действий богаче и вдобавок часть поля от игрока закрыта. В начале этого месяца OpenAI объявила об успехе: команда из пяти ботов под названием OpenAI Five выиграла у бывших профессионалов со счётом 2:1. Однако закрепить успех на The International не удалось.
OpenAI Five сыграли дважды: первый раз с бразильской командой paiN Gaming (входят в двадцатку сильнейших в мире), второй — с группой лучших китайских игроков. Первый матч длился 51 минуту (против обычных 45 минут). Поначалу боты казались дезориентированными, но к середине игры превзошли людей по количеству убийств и собранного золота. Впрочем, это им не помогло: в ходе последней битвы профессионалы «вынесли» всех героев OpenAI Five и легко разрушили их базу. Китайцы из команды Big God разделались с ИИ за 45 минут.
По мнению специалистов из OpenAI, основная причина поражения ботов проста: люди действительно играли лучше. «Нам нужно больше тренировать ИИ и разобраться с багами», — говорится на сайте компании. Но на печальный (для роботов) исход матча могли повлиять и другие причины. В частности, в ходе предыдущих игр у каждого бота был свой бессмертный «курьер», который доставлял каждому из них предметы. В результате, ИИ мог играть очень агрессивно: боты постоянно лечились тем, что им приносил курьер, и всё время атаковали. Теперь ботов лишили этих привилегий, поскольку во время обычных игр человеческой команде даётся только один, смертный, курьер. Впрочем, ИИ по-прежнему не мог играть в тех же, условиях, что и люди. Число персонажей, из которых можно было выбирать, сократили со 115 до 18, некоторые заклинания (например, иллюзии) запретили и т. д.
Кроме того, OpenAI Five, похоже, не силён в стратегии. «У ботов просто нет механизма, который бы позволил им «планировать» свои действия дальше, чем на 14 минут вперёд», — объясняет программист Сьюзан Чжан (Susan Zhang), которая работала над ботами. — Это, определённо, способствует отсутствию долгосрочной стратегии». Впрочем, создатели искусственного интеллекта относятся к поражению спокойно. «Матчи этой недели отражают текущий прогресс, но не пределы возможного», — написал в Твиттере технический директор OpenAI.