30 марта из-за повреждения подводного кабеля ACE Submarine Cable значительная часть Западной Африки оказалась офлайн.
Проблема возникла на побережье Мавритании и затронула, по меньшей мере, десять соседних стран. Пользователи, находившиеся в Мавритании, ушли в офлайн, примерно, на 48 часов — только после этого связь была частично восстановлена. Соседним странам удалось более или менее наладить связь через обходные маршруты, например, через спутниковые соединения, однако сложности с доступом в Интернет сохранялись и у них — на протяжении всех выходных (до 1 апреля включительно).
Это происшествие высветило важную проблему: наши телекоммуникации, в действительности, — довольно хрупкая система, особенно когда речь идёт о таких местах, как Западная Африка. Когда крупный кабель выходит из строя, на дополнительные каналы связи ложится огромная нагрузка — при условии, конечно, что эти каналы вообще существуют.
Теоретически, решением проблемы (хотя бы частичным) должны стать проекты, подобные самолёту на солнечных батареях, разрабатываемому в Facebook. В будущем такие самолёты смогут летать над развивающимися странами и раздавать Интернет. Звучит заманчиво, но пока существует только в теории.
Есть проблемы и у более реалистичных проектов децентрализации доступа в Интернет путём прокладки дополнительных кабелей. Так, амбициозный проект Arctic Fiber, авторы которого собирались уже к концу 2016 г. соединить Японию и Великобританию, подключив по пути Аляску и север Канады, пока остановился в районе Аляски. Причём совсем недавно: на сайте проекта новость о подключении региона датирована 8 февраля 2018 г.
Не менее масштабный проект BRICS (этот кабель должен был соединить Бразилию, юг Африки, Индию, Китай и Россию) тоже забуксовал. Изначально он был задуман как способ «защитить трафик стран БРИКС» от возможного шпионажа в исполнении провайдеров Западной Европы и США, однако пока, похоже, политическая и экономическая ситуация в государствах БРИКС не благоприятствует реализации проекта. Впрочем, все участники декларируют намерение продолжать работу в обозначенном направлении. Жаль только, что пропускная способность намерений не очень велика.