Европейские банки отчаянно пытаются найти способы сэкономить деньги в эти трудные времена. ING, крупная голландская кредитная организация, объявила на этой неделе, что планирует сэкономить 900 млн евро (более 1 млрд долларов) в год за счёт сокращения 5800 рабочих мест в рамках «цифрового преобразования». Условия работы ещё 1200 сотрудников будут изменены.
Это преобразование недёшево. ING планирует в течение следующих пяти лет инвестировать 800 млн евро в технологию, которая стандартизирует его инфраструктуру, данные и другие процессы в «единую цифровую банковскую платформу». Большая часть сокращения рабочих мест затронет штатный персонал в Бельгии и Нидерландах, где управление рисками, финансы, HR и IT-функции будут централизованы. В Бельгии количество отделений ING сократится с 1200 до 650.
На выплаты компенсаций сокращённым работникам будет выделено 1,1 млрд евро. В дополнение к IT-инвестициям, примерная стоимость замены людей машинами достигнет или превысит 2 млрд долларов.
Это предсказуемо вызвало раздражение профсоюзов. Они особенно разгневаны тем, что ING получил в 2008 году помощь от государства на сумму 10 миллиардов евро, что удержало банк на плаву.
Клиенты ING ожидают такой же уровень обслуживания от своего банка, какой они получают от Netflix, Facebook или Spotify, сказал Раймонд Вермёлен (Raymond Vermeulen), представитель ING. «Мы должны адаптироваться. Следствием этого является то, что мы можем предоставлять услуги с меньшим количеством персонала». В ответ на раздражённую реакцию профсоюзов на полученную банком от государства финансовую помощь, он заявил, что у правительства не было цели «обеспечить, чтобы сотрудники тут оставались навсегда». Вместо этого «ясной целью было спасение финансовой системы и убедить людей, хранивших сбережения в банке, что их деньги в безопасности».
Некоторые исследования показывают, что примерно десяти процентам рабочих мест в богатых странах угрожает автоматизация. Чем более рутинны задачи, тем более они доступны роботам — согласно широко цитируемому исследованию такие банковские рабочие места, как место кассира и кредитного эксперта имеют более 90% шансов «компьютеризироваться». Финтехнологические стартапы сейчас создают банки, предоставляющие услуги почти исключительно с помощью мобильных приложений, обходясь без всех затрат на большие трудовые ресурсы и без устаревшей технологии.
Действительно, ING далеко не единственная финансовая организация, начавшая дорогостоящее технологическое преобразование банковских операций. На прошлой неделе в Германии Commerzbank объявил, что к 2020 году он оцифрует и автоматизирует 80% своих рабочих процессов, сократив в результате 9600 рабочих мест, на сумму 1,1 млрд евро. Между тем, RBS собирается запустить управляемую искусственным интеллектом онлайновую систему обслуживания клиентов, которая сможет понять настроение клиента и отреагировать соответствующим образом. И она никогда не уйдёт на перерыв и не попросит каких-либо льгот.
Подробнее о компьютеризации и будущем трудоустройства читайте в нашем обзоре.