В Генпрокуратуре России пока не получали обращение депутата Госдумы от ЛДПР Андрея Лугового о проверке, является ли «Яндекс» СМИ. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в пресс-службе ведомства.
Как ранее сообщила газета «Коммерсантъ», Луговой считает, что «Яндекс. Новости» необходимо приравнять к средствам массовой информации. По данным издания, в своем письме на имя главы Генпрокуратуры Юрия Чайки депутат отмечает, что «на страницах «Яндекса» публикуются материалы новостного и аналитического характера, в том числе материалы ведущих российских и зарубежных СМИ».
По мнению Лугового, которое приводит «Коммерсантъ», распространение таких материалов «также является распространением массовой информации». Значит, «Яндекс» «является крупнейшим средством массовой коммуникации и имеет огромную аудиторию», поэтому компания должна соблюдать правила, «установленные для средств массовой информации».
Если Генпрокуратура даст отрицательный ответ, депутат планирует подготовить изменения в законодательство.
24 апреля на медиафоруме в Петербурге о работе «Яндекса» в России высказался Владимир Путин. Один из участников форума обратил внимание на двойственность «Яндекса», отметив, что, с одной стороны, это поисковик, а с другой — СМИ.
Президент заявил, что считает нужным и важным размещать на территории России серверы крупных национальных интернет-ресурсов, что защитит хранящуюся информацию. Он отметил, что сейчас основной поток данных идет через серверы, расположенные в США, где все контролируется. «Интернет возник как спецпроект ЦРУ США, так и развивается», — напомнил Путин (см. также США не контролируют интернет).
При этом он отметил, что и национальный поисковик «Яндекс», и соцсеть «Вконтакте» стараются развивать бизнес, математическое, информационное обеспечение в России. «У наших компаний не было свободных ресурсов для таких капиталовложений, но сейчас они появляются», — сказал президент.
После этого пресс-служба «Яндекса» выпустила заявление, что компания обслуживает жителей России на локальных серверах.
На следующий день после медиафорума котировки акций компании по итогам торгов на американской электронной бирже NASDAQ упали на 10,06%. «Яндекс» потерял $1,44 млрд капитализации.
В начале мая президент подписал резонансный закон, согласно которому популярные блогеры обязаны выполнять требования, предъявляемые к СМИ. Документ входит в так называемый антитеррористический пакет (см. также Антитеррористические законы Саудовской Аравии).
Закон вводит понятие «блогер» — владелец сайта с посещаемостью более 3 тыс. пользователей в сутки. Предусматривается создание реестра блогеров, вести который будет Роскомнадзор. В частности, блогеры будут обязаны размещать свои фамилию и инициалы, электронный адрес.
Блогерам нельзя будет использовать сайт или его страницы «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань».
Авторов популярных блогов также обяжут «проверять достоверность информации до ее размещения и незамедлительно удалять ее в случае недостоверности; не допускать распространение информации о частной жизни гражданина; соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдуме». Например, не заниматься агитацией накануне дня голосования.