Фольксваген — высокотехнологичный обман

+7 926 604 54 63 address
 Автомобиль на тестовом стенде.
Автомобиль на тестовом стенде.

Внедрение высоких технологий в автомобилестроении — это не только появление новых возможностей и невиданного ранее удобства. Технологично и инновационно можно и обманывать потребителей и контролирующие органы. Примером служит автоконцерн Volkswagen, пойманный ещё в 2015 на применении методов обхода средств контроля уровня опасных веществ в выхлопе.

Международная команда исследователей раскрыла механизм мошенничества, который позволил Фольксвагену обходить американские и европейские тесты на выбросы в течение как минимум шести лет. Американское Агентство по защите окружающей среды сообщило о нарушениях в 2015 году. В течение года продолжалось расследование, был обнаружен код, который позволял бортовому компьютеру определять, что автомобиль проходит испытания. В этом случае компьютер активировал систему, ограничивающую выбросы. Как только компьютер определял, что тест закончен, эта система отключалась. В «обычном» режиме автомобиль выбрасывал оксидов азота в 40 раз больше, чем допускается нормами.

Доклад о том, как был устроен обман, был представлен в мае на 38-ом симпозиуме Института инженеров электротехники и электроники по безопасности и приватности (38th IEEE Symposium on Security and Privacy) в Сан-Франциско Кириллом Левченко из Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California San Diego). Документ опубликован — http://www.ieee-security.org/TC/SP2017/papers/101.pdf.

«Мы обнаружили дымящийся пистолет, — говорит Левченко. — Мы нашли систему, и то, как она использовалась».

Специалисты получили копии программного обеспечения, работающего в бортовых компьютерах Volkswagen, скачав их на официальном сайте компании, а также на форумах автолюбителей. Это программы, которые работают на компьютерах широкого спектра моделей, включая Jetta, Golf и Passat, а также Audi A и Q серий.

«Мы нашли доказательства мошенничества прямо на глазах у публики», — заметил Левченко.

Во время испытаний на соответствие нормам выбросов автомобили ставятся на стенд, оснащённый динамометром, который измеряет выходную мощность двигателя. Автомобиль испытывается в режиме, который имитирует реальную езду по городскому маршруту с частыми остановками. Условия теста стандартизированы и открыты. Это позволяет недобросовестному производителю целенаправленно изменять поведение своих автомобилей во время испытательного цикла. Программа, созданная Volkswagen, следила за рядом условий, которые должны были определить начало теста и включить систему ограничения выбросов.

Часть компьютерного кода, отвечающего за включение режима обмана, называлась «acoustic condition» — «акустическое состояние». Декларировалось, что это программа, как-то влияющая на звук, издаваемый двигателем. В реальности же программа имела 10 различных профилей, соответствующих различным видам испытаний.

VW Golf TDI clean diesel
VW Golf рекламировался в 2010 году как «чистый дизель». На самом деле — нет.

«Устройство для обмана, созданное Фольксвагеном, пожалуй, самое сложное в истории автомобилестроения», — говорит Левченко.

Исследователям есть с чем сравнивать. Подобные системы, но гораздо более простые, найдены и у других производителей. Так, компьютер FIAT 500Х включает систему ограничения выбросов на 26 минут и 40 секунд с момента запуска двигателя — обычное время теста на выбросы.

Что же заставляет автопром идти на подлог? Проблема — в дизельных двигателях. В ходе их эксплуатации производится больше сажи и оксидов азота, чем при работе бензиновых двигателей. Для сокращения выбросов приходится жертвовать производительностью или эффективностью.

Кирилл Левченко и его коллеги отмечают, что их работа показывает, что действующие протоколы проверки двигателей несовершенны. Также отмечается необходимость проверки программного обеспечения автомобилей.

Преследование Volkswagen за обман потребителей и контролирующих органов не прекращается. Скандал вызвал ряд громких отставок высшего руководства компании уже в 2015 году. Летом 2016 года Фольксваген согласился на выплату 15,3 млрд долларов для урегулирования различных государственных и частных гражданских исков в США. 21 апреля 2017 года Федеральный суд США вынес постановление о взыскании 2,8 млрд долларов штрафа. Кроме того, бывшему руководству корпорации в США угрожают тюремные сроки.

.
Комментарии